Не исключено, что уже в следующем году в России сократятся нормы ввоза товаров из-за границы частными лицами.

А иномарки будут растаможивать по более жесткой схеме. Об этом вчера заявила начальник правового управления Федеральной таможенной службы (ФТС) Галина Баландина на заседании представителей ФТС России и членов экспертного совета Госдумы по таможенному законодательству.

Речь в данном случае идет о том, что беспошлинно можно будет провозить через границу товаров не на 65 тысяч рублей, как сейчас, а на 15-20 тысяч рублей, а вес их ужмется с 50 килограммов до 25-30. Но эти цифры пока не окончательные, их еще предстоит утвердить правительству.

Таможня круто «закручивает гайки». И у тех, кто сегодня мухлюет на недоплате таможенных пошлин, скоро практически не останется шансов обманывать государство. Прозрачность на границе гарантирует концепция развития таможенной службы до 2010 года, которая в ближайшее время будет внесена на рассмотрение правительства. Об этом сообщил «РГ» главный таможенник Александр Жерихов. Похоже, обсуждение и этого документа будет жарким.

Таможенники, к примеру, покусились на самое святое — изменение системы контроля на автомобильных пунктах пропуска. Для упрощения таможенных процедур и введения принципа «одного окна» они предлагают оставить только две контролирующие службы — пограничную и таможенную. Остальные пять (фитосанитарную, ветеринарную, транспортную, санитарно-карантинную, миграционную) убрать из зоны таможенного контроля. Именно эта формулировка — «убрать» — вызывает недовольство «выселяемых» ведомств.

Обычно сдержанный министр транспорта Игорь Левитин на недавней коллегии ФТС под председательством премьера Михаила Фрадкова даже позволил себе жесткую критику в адрес коллег. Он заметил, что это значительно осложняет жизнь российским международным автоперевозчикам, которых тут же начнут теснить иностранные. Кроме того, Левитин поинтересовался, где именно собирается ФТС расселять все остальные службы. Ведь рядом с пунктами пропуска для них придется построить дополнительные помещения, лаборатории, транспортные стоянки. А где деньги? Плюс к тому непонятно, кто именно все это будет строить. До сих пор в России за обустройство приграничной инфраструктуры никто конкретно не отвечает. Между тем пункты пропуска приходят в негодность — из 317 только 45 соответствуют современным требованиям. Дошло до того, что, к примеру, на Дальнем Востоке их отдают «на содержание» в частные руки. Против этих аргументов не поспоришь. Впрочем, таможенники и не спорят. Чтобы границу не «раскупили на корню», они предлагают в составе Минэкономразвития России создать специализированное федеральное агентство, которое бы предоставляло услуги по развитию и эксплуатации приграничной инфраструктуры.

Уже сегодня с помощью компьютера в режиме он-лайн можно узнать, сколько на любом таможенном посту страны, к примеру, оформлено деклараций, на какую сумму, из какой страны пришел товар, в каком количестве, сколько начислено платежей. Кстати, недавно на коллегии эту систему Жерихов демонстрировал премьер-министру Михаилу Фрадкову. Случайно выбранная конкретная декларация оказалась типично «серой».

Но к сожалению, с помощью компьютерного продукта пока невозможно в режиме он-лайн «проследить» за фирмой: как часто она ввозит в страну телефоны, через каких поставщиков, по каким ценам, в какой момент их корректирует. Но именно эти данные важны для эффективного «разбора полетов», чтобы по свежим следам можно было фирму найти, заставить ее доплатить налоги. Кроме того, по словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, подобные лжедекларации могут стать «материалами для уголовных дел — в нынешней системе оценки реальная таможенная стоимость товаров зачастую занижается от 400 до 1400 процентов». И эти поистине бесценные денежные резервы, особенно в условиях сокращения налогового бремени в стране, зачастую так и пропадают на границе. Конечно, впоследствии какую-то их часть можно «доначислить» с помощью налоговых и правоохранительных органов. Но технически это очень сложно.

И эти проблемы просто не устранишь. Одновременно, по мнению главы минэкономразвития, надо решить несколько приоритетных задач.

Во-первых, ввести на всех таможнях систему предварительного и электронного декларирования товаров. Это когда данные о грузах проверяются с помощью компьютера еще до въезда на территорию страны, а сама «растаможка» занимает считанные минуты. Сегодня в России эта система уже действует на 56 из 317-ти пунктов пропуска, а год назад «работала» только на одном.

Во-вторых, наконец создать в стране единую автоматизированную базу данных разрешительных документов всех проверяющих органов. Таможенники нуждаются в ней как в воздухе. Большинство сертификатов, лицензий, разрешений они получают из 20 ведомств, в лучшем случае раз в три месяца и не в электронном виде, а в бумажном. Так что проверить документы, особенно паспорта, на подлинность в режиме он-лайн практически невозможно. «Только победив «однодневки», — убежден Греф, — мы на 70 процентов победим и «серый» импорт, и контрабанду».

«А если бы у нас еще был единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности, который был связан с базами данных Федеральной налоговой службы, то мы вообще совершили бы революцию во всей внешней торговле. Все бы тогда стало прозрачно», — продолжает тему приоритетов Жерихов. В планах таможенников также и усиление контроля за ценовой информацией. Для этого в России предлагается создать государственный специализированный Центр ценовой информации, своеобразный «классификатор» справочных цен по иномаркам, бытовой технике, электронике, мебели, алкоголю, словом, по сотням тысячам товаров, производимых за границей.

Так что обустройством таможни на новый лад придется заниматься не только ФТС и минэкономразвития, но и другим министерствам и ведомствам. Да и денег концепция потребует немалых. Только для того, чтобы одномоментно оснастить все пункты пропуска на границе так называемыми досмотровыми комплексами, высвечивающими товары «на прозрачность», потребуется 8 миллиардов рублей.

Кстати

Вчера стало известно, что ФТС разработала около 140 поправок и дополнений в Таможенный кодекс. 20 из них — первоочередные. Их предстоит внести в ближайшие месяцы в связи с предстоящим в середине следующего года вступлением России в ВТО. Они в частности касаются установления критериев ограничения пунктов ввоза и мест декларирования импортной продукции, ужесточения таможенного оформления товаров, привозимых «челноками», усложнения правил ввоза иностранных автомобилей, борьбы с контрафактной продукцией и более жесткого регулирования транзитных перевозок.

«Российская газета» №246 (3915), 2.11.05

*