Правительством Самарской области разработан и направлен в Самарскую Губернскую Думу порядок решения вопросов местного значения поселений
Сегодня Правительство Самарской области направило в Самарскую Губернскую Думу законопроект «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2006 году». Данный документ регламентирует порядок реализации реформы местного самоуправления на территории губернии.
Необходимость разработки законопроекта вызвана принятием поправок в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дата вступления в силу последнего в полном объеме перенесена с 1 января 2006 года на 1 января 2009 года.
В соответствии с поправками с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года законом субъекта РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (поселений).
Реализацию федеральной реформы местного самоуправления и ФЗ №131 в Самарской области предполагается осуществлять в полном объеме с 1 января 2006 года с учетом разграничения вопросов местного значения поселений и доходов между муниципальным районом и поселениями.
Принятие данного закона позволит, начав реформу с 2006 года, снизить риски ее реализации, связанные с низким уровнем материально-технического обеспечения органов местного самоуправления поселений, отсутствием опыта бюджетного процесса и квалификации кадров в поселениях, сложностью процесса передачи имущества и другими факторами.
В телеграмме помощника Президента РФ И.И. Шувалова от 6 октября текущего года на имя Губернатора Самарской области К.А. Титова со ссылкой на поправки указано на необходимость принятия соответствующего областного закона в течение двух месяцев. В качестве варианта концепции закона предлагается решение части вопросов передать органам местного самоуправления муниципального района.
Без сомнений у многих органов власти поселений возникнут трудности с исполнением таких полномочий, как содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования и мостов, организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в силу отсутствия заключенных договоров с четким определением необходимых объемов, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и др.
Областной закон необходимо принять в максимально сжатые сроки, поскольку на основании регионального закона о порядке решения вопросов местного значения поселений должен происходить процесс разработки и принятия бюджетов поселений.
В проекте областного закона все вопросы местного значения поселений разделены на две части.
Первая часть включает в себя вопросы, которые в настоящее время реализуются в полном объеме органами местного самоуправления муниципальных районов, и при их передаче органам местного самоуправления поселений существует риск их неэффективного решения – эти вопросы предполагается закрепить за органами местного самоуправления муниципальных районов.
Вторая часть включает в себя вопросы, которые в настоящее время реализуются с участием администраций волостей, либо их решение можно передать в полном объеме органам местного самоуправления без значительного риска их невыполнения – эти вопросы предлагается закрепить за органами местного самоуправления поселений.
В частности, утверждение бюджета поселения и парламентский контроль за его исполнением предлагается закрепить за органами местного самоуправления поселения; формирование и исполнение бюджетов поселений – за органами местного самоуправления муниципального района. Последнее связано с тем, что у органов местного самоуправления района (в отличие от поселений) имеются организационные, кадровые и материальные ресурсы, необходимые для реализации этих функций.
Такой подход позволит снять проблему соблюдения поселениями требований федерального законодательства о казначейском исполнении бюджетов поселений и достаточно сложного порядка формирования отчетности бюджетов поселений, так как эта часть работы может быть возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Полномочия по установлению, изменению и отмене всех местных налогов остаются на уровне муниципального района. Таким образом, снимается проблема необходимости срочной разработки, рассмотрения, принятия и опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселений о введении ряда местных налогов.
Предлагаемое разделение вопросов местного значения поселений позволит начать реализацию федеральной реформы местного самоуправления в Самарской области в полном объеме уже с 2006 года, осуществив передачу ряда вопросов местного значения на уровень поселений в соответствии с готовностью органов местного самоуправления поселений.
Федеральным законодательством определено, что в случае если законом субъекта РФ предусмотрено решение вопросов местного значения во вновь образованных поселениях органами местного самоуправления муниципального района, то налоговые доходы поселений зачисляются в бюджет муниципального района. В проект закона Самарской области заложена схема, при которой такая централизация сохраняет в наличии бюджет поселения.
Большая часть доходов бюджетов поселений будет формироваться за счет дотаций, перечисляемых из бюджета муниципального района. Порядок распределения этих дотаций между бюджетами поселений предусмотрен проектом областного закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области». В то же время дотация не является единственным источником доходов бюджетов поселений.
Решением представительного органа местного самоуправления муниципального района в бюджеты поселений могут зачисляться единые для всех поселений нормативы отчислений от налогов, поступающих в бюджет муниципального района. Кроме того, в бюджет поселения зачисляются неналоговые доходы, установленные действующим законодательством, сообщает Информационно-аналитическое управление администрации Губернатора Самарской области.
*