«Продажный технократ с косным менталитетом» — так большинство россиян оценивают современного чиновника. Как говорится в докладе «Бюрократия и власть в новой России», который вчера представил Институт социологии РАН совместно с представительством Фонда имени Фридриха Эберта, среди большинства российских граждан сформирован устойчивый образ российской бюрократии как неэффективного института. И образ этот не нарушается ни позитивными сдвигами в экономике, ни собственным благополучием людей, ни даже личным положительным опытом взаимодействия с бюрократией.

Сопоставление советской бюрократии с бюрократией современного образца оказалось не в пользу последней. Среди выводов исследования есть и такой: несмотря на все свое презрение к чиновникам, многие россияне с радостью готовы занять их место.

Исследование было проведено в июне-июле 2005 года и охватывало 1500 респондентов из 11 социальных групп плюс 300 госслужащих, работающих в системе управления на нижнем и среднем уровнях.

Респондентам был предложен список из 15 человеческих качеств, из которого требовалось составить социально-психологический портрет чиновника. На первое место респонденты поставили «равнодушие к людям», «продажность», «безразличие к интересам страны». Характерно, что советский аппаратчик, по мнению респондентов, был «предан интересам страны», «надежен» и «честен». В представлениях россиян, отвечавших на вопрос, какие эпохи характеризовались самым значительным засильем бюрократии, современная Россия набрала наибольшее количество очков, наименьшее — СССР при Сталине, при Брежневе и в перестройку.

Слой чиновников, выстроенный по логике административной реформы в административную вертикаль, по мнению 20% опрошенных, несколько улучшил работу федеральных органов власти. Зато местные органы власти, по мнению 23% респондентов, стали работать значительно хуже. Среди причин неэффективности бюрократов россияне на первом месте называют отсутствие страха перед наказанием, низкий моральный уровень, несовершенство законодательства, слабую профессиональную подготовку и лишь в самом конце — низкую зарплату.

Вопреки распространенному мнению о высоком уровне взяткоемкости чиновников большинство опрошенных (59%) отметили, что неофициального вознаграждения чиновники от них не ждали (признались, что давали взятки, 33%). 83% респондентов жаловались на длинные очереди в государственных учреждениях и «заматывание проблемы», 60% опрошенных отметили некомпетентность чиновников, грубость и хамство.

«Вручать подарки» для решения своих проблем, как оказалось, более всего приходится работникам медицины и образования (30% опрошенных), сотрудникам ГАИ (19%), чиновникам (15%) и милиции (10%). Причем среди тех, кто приносит подарки людям, от которых зависит решение проблем, больше всего 30—40-летних и менее всего — людей старше 60 лет. В неформальные отношения с чиновниками вовлечены наиболее активные слои населения, в основном финансово благополучные жители мегаполисов.

Подавляющее большинство россиян (86%) воспринимает чиновников как «невнимательных, грубых и продажных людей». В то же время большинство чиновников придерживается обратной точки зрения, хотя треть из них соглашается с этими упреками. На вопрос, в чем сами россияне видят причину грубости и невнимательности, наиболее популярным ответом было: ощущение власти меняет людей в худшую сторону. Однако сами чиновники не разделяют таких взглядов, уверяя, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами.

Любопытно, что при всей обостренной реакции россиян на бюрократов большинство отнюдь не их считают самой острой проблемой в жизни страны. Более опасным злом были названы рост наркомании, инфляция и низкий уровень жизни.

У бюрократов выработалось свое собственное классовое сознание, говорит директор Института социологии РАН Михаил Горшков. «Они воспринимают действительность через призму собственной успешности, ощущают себя не в обществе, а над ним, и это основная трагедия», — считает он. Тем не менее, как показало исследование, четверть трудоспособного населения страны готова влиться в ряды чиновничества.

«Несмотря на то что привлекательность госслужбы в глазах занятых поисками работы граждан, в том числе и студентов, растет, вряд ли из них сформируется новый честный класс чиновничества», — считает г-н Горшков.

Желающих работать на госслужбе, по данным опроса, привлекает прежде всего надежность заработка, льготы и гарантии, а также возможность сделать карьеру. В то время как нынешние чиновники в анонимных опросах на втором месте после надежности заработка называют возможность приносить пользу людям, а затем — возможность работы на благо страны. И лишь 1,2% чиновников признались, что пошли на службу ради решения личных задач, в то время как среди потенциального кадрового резерва на такое признание решились целых 15%.

Ирина СКЛЯРОВА

Время новостей

N°204

02 ноября 2005

Время новостей

***