В России со вчерашнего дня цены на пассажирские авиаперевозки выросли на 12%. В ответ на беспрецедентное удорожание топлива авиакомпании увеличили внутренний курс доллара. Вслед за авиабилетами подскочат в цене и туристические путевки.

Те, кто проводит отпуск за рубежом, к росту цен на путевки готовы всегда.

Причем тем, кто уже забронировал, но еще не выкупил туры, платить за перелет придется по новым тарифам. Это значит, что для подавляющего большинства россиян, планирующих провести новогодние каникулы за рубежом, отдых обойдется дороже, чем они предполагали.

Рост цен на авиаперевозки вызван тем, что российские и иностранные авиаперевозчики, которые входят в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA) – а это практически все компании, работающие на нашем рынке, исключая региональные, – повысили курс доллара, применяемый при расчете стоимости билета. Если раньше 1 «авиационный» доллар равнялся 30 руб., то теперь – 33,5 руб. По подсчетам экспертов, это приведет к удорожанию билетов в среднем на 12%, или на сумму от 300 до 1,5-2 тыс. руб. Напомним, что последнее заметное повышение цен на билеты произошло в канун летнего пика отпусков: в июне они стали дороже на 2,2%. Тогда же подорожали билеты на проезд в железнодорожном транспорте, но уже на 7,2%.

Аналитики авиационной отрасли объясняют повышение цен экономическими причинами, в том числе ростом издержек. «Последнее время в России резко дорожает авиационный керосин, – рассказал «Новым Известиям» директор маркетинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. – Причем темпы роста его стоимости опережают динамику цен на нефть, поэтому отечественное топливо стало уже дороже европейского. Почему это происходит, до конца никому не ясно».

Игроки авиарынка даже заподозрили производителей топлива в картельном сговоре и обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться, но ФАС не нашла в действиях «керосинщиков» никаких нарушений. Тем не менее постоянно дорожающее топливо, разгоняющее цены на авиабилеты, приводит к тому, что люди отказываются летать на самолетах, а отрасль стагнирует. Если с 1999 по 2004 год темпы роста авиационного рынка составляли около 15%, а по отдельным компаниям этот показатель достигал 20–30%, то сейчас на международных рейсах темпы роста упали до 1–3%, а на внутренних они в лучшем случае доходят до 0,5%, а по большинству направлений уходят в минус. Помимо этого, постоянно вводятся различные аэропортовые сборы, в частности, недавний сбор на безопасность. Понятно, что перевозчики перекладывают свои растущие издержки на пассажиров, которым приходится платить за билеты все больше и больше.

Что касается топливного сбора, то о его увеличении заявила пока только одна российская компания – «Аэрофлот». По словам руководителя департамента по управлению доходами авиакомпании Александра Королева, с 1 ноября размер топливного сбора на ряде направлений вырастет на 5 долларов. Так, на маршрутах в Санкт-Петербург, Калининград и города Волжского региона он увеличен с 15 до 20 долларов, а в Екатеринбург и Иркутск – с 20 до 25 «зеленых». Что касается других перевозчиков, то в намерении не повышать цены на билеты держится пока только «Трансаэро». Да и то до середины декабря, когда в компании закончится ценовой мораторий.

Рост цен на авиабилеты, несомненно, приведет к увеличению стоимости туристических путевок. Более того, как заявила «НИ» руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг, оплата даже заранее забронированных туров будет происходить по курсу, установленному на день выписки билета. Туроператоры, правда, успокаивают: мол, не все так мрачно. «Увеличение курса доллара коснется только цен на регулярные рейсы, – пояснила «НИ» пресс-секретарь компании «Капитал-тур» Надежда Найдис. – Чартерные рейсы оплачиваются совсем по другой схеме, и на их стоимость вчерашнее событие никак не повлияет». Ну а тем, кто привык переплачивать, как надеются турфирмы, 12% не принципиальны. «Для тех, кто предпочитает летать регулярными рейсами, особенно иностранных авиакомпаний (а их очень мало), эта сумма большой роли играть не будет», – уверена заместитель директора компании «Натали турс» Татьяна Чувилкина.

По поводу заранее забронированных новогодних туров в компаниях тоже не беспокоятся – отказников будет или очень мало, или не будет совсем. «На прошлой неделе мы предупредили клиентов о том, что цены вырастут, – рассказала г-жа Найдис. – Часть из них, узнав об этом, оплатила путевки сразу, другие поворчали, но подтвердили готовность приобрести тур». «Люди настроились встретить Новый год за границей, все распланировали, они не станут из-за несущественного удорожания лишать себя праздника, – прокомментировала ситуацию «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Ну возьмут с собой на 12% меньше наличности, ну выпьют на бутылку водки меньше – вот и все решение проблемы». На самом деле «бутылкой водки» дело не обойдется. Но вот к тому, что потребителя ставят перед фактом и за его счет решают любые проблемы, россияне действительно уже привыкли.

БИЛЕТЫ ДОРОЖАЮТ ВЕЗДЕ

Из-за дорожающего топлива цены на авиабилеты растут не только у нас. Летом 2004 года, когда цены на нефть перевалили отметку в 40 долларов за баррель, на 4 евро повысили стоимость билета компании Air France, KLM, Spanair. Компания British Airways подняла цены на 4,44 доллара, австралийская Qantas – на 4–10 долларов, а новозеландская Air New Zealahd ввела систему наценок от 2,6 до 16 долларов. На наиболее существенное подорожание отважилась Swiss Air – сразу на 3%. Немецкая Lufthansa отменила тогда комиссионное вознаграждение для билетных агентств и ввела новые сборы – 30 евро на внутренние рейсы в Германии и по Евросоюзу. В России и странах СНГ эта компания увеличила «топливную надбавку» с 4 до 10 долларов.

Летом 2005 года, когда стоимость барреля нефти достигла 60 долларов, повышение «топливной надбавки» у British Airways составило 16 фунтов стерлингов для дальних перелетов, и 6 – на внутренних и европейских рейсах. В октябре 2005 года, когда нефть и нефтепродукты снова подорожали, американская Continental Airlines повысила цены на билеты «туда-обратно» примерно на 20 долларов. А незадолго до этого два крупнейших авиаперевозчика в США Northwest Airlines и Delta Air Lines, не повышавшие цены на билеты, объявили о банкротстве. Интересно, что после начала процедуры банкротства эти компании решили последовать примеру конкурента.

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

02.11.05

среда

«Новые Известия»

***