Ученые поняли "любовную песнь" мышей и включили их в небольшую группу поющих млекопитающих
До сих пор за пением, помимо людей, были замечены только летучие мыши и животные из семейства китовых — например, киты, дельфины и белухи. Но новое исследование позволяет включить в небольшую группу поющих млекопитающих также и мышей.
Оказывается, самцы мыши также распевают «мышиные серенады», соблазняя своих подруг. Американские ученые из Университета Вашингтона в Сент-Луисе, Миссури, записали ультразвуковые шумы, издаваемые самцом мыши, когда он чувствует запах самки. Таким образом, они впервые доказали, что эти звуки далеко не случайны, а являются узнаваемой песней.
Хотя пение занимает внушительное место в брачных ритуалах животных, в особенности среди птиц, насекомых и амфибий, таких как лягушки, среди млекопитающих оно мало распространено, пишет The Times (Перевод на сайте Inopressa.ru)
Однако издаваемые мышами звуки настолько высоки, что люди их услышать не могут. Ученые произвели некоторые модификации записи «мышиной любовной песни», снизив высоту до уровня, различимого человеческим ухом, при этом не меняя последовательности звуковых сигналов. В итоге получился писклявый «щебет», поразительно похожий на птичье пение.
«Мышиная песня» по богатству и разнообразию приближается к пению некоторых певчих птиц
Тимоти Холи, возглавлявший исследование, говорит, что мышиные мелодии попадают под стандартное определение того, что составляет пение, в противоположность случайному набору вокализаций.
«В научной литературе существует иерархия различных определений пения, но обычно представлены две основные характеристики, – говорит он. – Одна из них заключается в слоговом разнообразии: там должны быть узнаваемы отличающиеся категории звуков, а не один звук, повторяющийся снова и снова. Кроме того, должна присутствовать некоторая регулярность — мотивы и темы должны время от времени повторяться, как мелодичная «зацепка» в хитовой песне».
«Мышиная песня по богатству и разнообразию приближается к пению некоторых певчих птиц. Мы начали записывать эти звуки для изучения факторов, ведущих к распознаванию феромонов самки, однако вокализация оказалась гораздо более сложной и интересной, чем мы ожидали», — говорит ученый.
Однако мыши все же не так поднаторели в пении, как птицы, их темы и мотивы звучат менее уверенно и отточенно. «Пока не ясно, дает ли это пение преимущества в ходе брачных игр, как это бывает у птиц», — говорит доктор Холи.
Результаты исследования, опубликованные в журнале Public Library of Science Biology, позволяют предположить, что пение играет важную роль в брачных играх мышей, потому что самцы явно реагируют при помощи пения на самок, отмечает британская газета.
Данное исследование должно сформировать новый взгляд на то, как мозг млекопитающих обрабатывает и распознает различные информационные структуры. «Эта идея может нам помочь заложить основу, на которой мы впоследствии сможем выстроить очень конкретное понимание того, как эти задачи осуществляются в человеческом мозге», — говорит Холи.
Доктор Холи надеется также, что сможет на примере мышей расшифровать генетику пения, поскольку это первые поющие млекопитающие, если не считать людей, для которых ученые составили геномную карту. «Если эти процессы происходят у мышей, это может несколько упростить изучение генетических факторов, лежащих в основе обучения пению у мышей, потому что у нас имеется расшифрованный геном мыши, и мыши очень подходят для генных исследований», — говорит ученый.
Согласно исследованию американских ученых, как и птицы, мыши вырабатывают свой индивидуальный стиль пения. Теперь ученые хотят установить, приобретают ли они эти навыки, усваивая их от взрослого учителя, как это бывает у птиц, и отличается ли пение мышей, выросших в природных условиях, от пения лабораторных мышей. «Легко предположить, что пение дикой мыши будет отличаться, — говорит Холи. — Поэтому особенно интересно посмотреть, ближе ли оно к пению птиц, чем у лабораторных, или дальше».
17:14
*