По данным Роспотребнадзора, доля контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке составляет от 30 до 40%. По информации же независимых экспертов, отечественный «серый» рынок контролирует до 60% всех розничных продаж. При этом некоторым специалистам и эти оценки представляются весьма заниженными – истинных размеров отечественного пиратского товарооборота не знает никто.

Засилье контрафактной и фальсифицированной продукции приводит к ряду стратегических потерь для России. Производство и реализация фальсифицированной продукции занимают значительную часть, до трети, объема ВВП.

Вместе против поддельщиков

Такой разгул контрафакта вызван дефицитом советского и постсоветского периодов, а также несовершенством законов. Понимая, что в ближайшее время кардинальных действий по модернизации нормативно-правовой базы не произойдет, добросовестные производители объединяются против контрафакта. Так, в конце октября 2005 года в Самаре прошла конференция «Контрафакт на рынке автокомпонентов». Встреча была организована с целью объединить усилия компаний автомобильной отрасли и других заинтересованных организаций в борьбе против поддельных автозапчастей, распространение которых на вторичном рынке отрицательно сказывается на потребительских свойствах автомобилей и на развитии автомобильной промышленности в целом.

Среди участников конференции были крупнейшие российские автозаводы: ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «КАМАЗ», поставщики автокомпонентов — ЗАО «ВАЗинтерСервис», ОАО «ДААЗ» и другие компании, представители дилерских фирм, разработчики средств защиты оригинальных товаров, исполнительные органы государственной власти.

По итогам заседания было решено проводить такие встречи регулярно, не менее одного раза в год. Также участники признали необходимым широкое освещение проблемы контрафактных автокомплектующих в СМИ, а также путем создания общей базы данных в сети Интернет, где будет содержаться информация об отличительных признаках оригинальной продукции заводов-производителей и о выявленных фактах подделок. Эти сведения будут полезны и для потребителей, и для сотрудников правоохранительных структур.

Что делать потребителю?

Поскольку контрафакт, в том числе и автомобильный, славится своим браком, он вреден не только экономике, но и потребителю. Прежде всего, чтобы избежать приобретения контрафакта, необходимо по возможности не покупать автозапчасти на «железных рынках». Далее — обращать внимание на упаковку товара. В ходе конференции «Контрафакт на рынке автокомпонентов» было отмечено, что ряд компаний, защищая свою продукцию особой упаковкой и клеймами, достаточно эффективно борются с недобросовестной конкуренцией. Например, ЗАО «ВАЗинтерСервис», один из крупнейших поставщиков АВТОВАЗа, использует лазерную маркировку деталей сцепления, пломбирует коробки автокомпонентов с помощью этикеток контроля вскрытия. Упаковка деталей «ВИС» — тоже особая. Это гофрированный картон, на котором с высоким качеством (в отличие от расплывчатых «пиратских» картинок) отпечатаны изображения и текст. Кстати, фирменные запчасти, в том числе и марки «ВИС», россыпью не продаются. На сами детали «ВИС» наносится фирменное клеймо и знак соответствия Росстандарту, личные клейма сборщиков. Кроме того, предполагается окрашивать запчасти методом порошковой окраски, что будет делать их и узнаваемыми, и более защищенными от коррозии. Эти и другие меры позволяют отличить фирменную деталь среди ряда кооперативных, в том числе и таких, которые попросту используют известную марку для своей, с позволения сказать, продукции.

Как бы это ни было сложно, в ближайшие годы потребителю, не желающему покупать подделку, придется очень тщательно подходить к выбору запчастей. Понятно, что множество различных признаков сразу запомнить сложно. Но когда речь идет о безопасности, экономия на качестве деталей недопустима.

Михаил Пантелеев

*