Самым важным своим правом современный россиянин считает право на бесплатное образование, медицинскую помощь и на обеспечение в старости. По степени популярности оно опережает даже право на жизнь. К такому выводу пришли социологи Аналитического центра Юрия Левады, проведя в октябре опрос россиян.

Специалисты «Левада-центра» задали россиянам вопрос: «Какие из прав человека, по вашему мнению, наиболее важны?» Выяснилось, что 76% граждан России первым правом считают именно право на бесплатное образование, медицинскую помощь, на обеспечение в старости, при болезни. Причем с течением времени желание все это обрести лишь возрастает. В 1994 году это право считали приоритетным 64% опрошенных. С тех пор число сторонников права на бесплатное социальное обслуживание постепенно росло и всегда лидировало. На втором месте у граждан России находится право на жизнь, им хотят обладать 61% опрошенных. Еще в прошлом, 2004 году таковых оказалось 54%.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» связал это с российской историей: «Россия на протяжении последних 80 лет была очень патерналистской. В какой роддом попадешь, в какой детский садик будешь ходить, в какой институт сможешь поступить — все определяло государство. И даже в каком ряду на кладбище тебя похоронить, определяло государство. Люди привыкли очень к этому, к советской «уверенности в завтрашнем дне», потерять ее очень сложно. Свободная жизнь связана с необходимостью ежедневного принятия решений, а это так тяжело, так изматывает».

По мнению политолога, не исключено, что желание бесплатного образования, медицинской помощи и обеспечения старости связано также с общим уровнем жизни россиян. «Много людей в стране не живет, а существует. И хочет, чтобы государство создало такие условия, в которых человек сможет заработать сам, — полагает г-н Коновалов. — Сейчас все перечисленные отрасли становятся все более экономически недоступными и вовсе не бесплатными».

На третье место россияне(57%) поставили право на хорошо оплачиваемую работу по специальности. Девять лет назад в 1994 году на это право претендовали 49% опрошенных. За неприкосновенность личной жизни и жилища выступает 52% россиян, это право стоит на четвертом месте в шкале ценностей. Далее следует право на гарантированный государством прожиточный минимум, которое россияне, видимо, не связывают с остальными, ожидаемыми от государства. За право на прожиточный минимум в 1994 году отдали голоса 33% россиян, а в 2005 году — уже 45%.

Постепенно растет желание граждан России владеть собственностью. За минувшие девять лет количество желающих обладать этим правом увеличилось с 29 до 35%.

На седьмом месте по количеству голосов находится свобода слова. В 1994 году право на свободу слова в числе приоритетных называли 18% россиян, в 2002-м — уже 19%, в прошлом году — 24%, а в октябре нынешнего года — 28% россиян. Право на получение информации назвали приоритетным 19% россиян.

«За десять лет процент приверженцев свободы слова вырос на 10%. Значит, за сто лет все 100% россиян будут требовать свободы слова, —пообещал Александр Коновалов. — Свобода слова не относится к базовым ценностям в сознании российского народа. Страна у нас в принципе недемократическая и демократической никогда не была. В наше сознание гораздо легче ввести конспирологические элементы, объясняя наши неудачи». Тем не менее политолог уверен, что россияне даже при выборе между физической безопасностью, гарантированной государством, и базовыми демократическими свободами выберут последние.

На «праве избирать своих представителей в органы власти настаивает всего 16% россиян. Столько же граждан России назвали приоритетным свободу вероисповедания, причем эта цифра практически не меняется в течение последних девяти лет. «Со времен Петра Первого начался процесс эрозии основной, православной церкви, она превратилась в элемент государственной структуры, — пояснил такое равнодушие граждан г-н Коновалов. — Но у нас никогда не была церковь так моральна и авторитетна, как, например, в Польше. Представителей других конфессий в России поменьше. Если бы отдельный опрос проводили для мусульман, я думаю, сторонников свободы вероисповедания было бы значительно больше».

Меньше всего — 15% опрошенных — настаивают на праве уехать в другую страну и вернуться. Либо россияне уверены, что это право у них уже никто не отнимет, либо полагают, что воспользоваться правом на эмиграцию удастся все равно немногим. Так что если власть захочет, чтобы Россия вновь жила в условиях «железного занавеса», подавляющее большинство населения против не будет.

Дарья ГУСЕВА

Время новостей

N°203

01 ноября 2005

Время новостей

***