В 2006 году на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» может быть развернуто производство по конвертации пассажирских самолетов Boeing в грузовые версии. Об этом вчера „Ъ“ заявил председатель совета директоров предприятия Алексей Исайкин. По его словам, эта тема обсуждалась на прошлой неделе во время визита российской делегации во главе с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко в США. Потенциальный оборот бизнеса конвертации лайнеров на «Авиастаре-СП» оценивается примерно в $100 млн, однако помимо России на него претендует еще ряд стран.

По словам Алексея Исайкина, президента группы компаний «Волга-Днепр», специализирующейся на грузовых перевозках, и главы совета директоров авиастроительного завода «Авиастар-СП», организация в России конвертационного производства — одна из тем неформальных переговоров с Boeing, обсуждавшихся в рамках визита Виктора Христенко в США. «Стадия самая предварительная,— уточнил собеседник „Ъ“.— Более тесное обсуждение этого вопроса нам предстоит в январе 2006 года. К этому времени должна быть принята стратегия развития «Авиастара-СП», которая, в свою очередь, должна войти в состав стратегии развития авиапрома, разрабатываемой правительством. Если будет принято положительное решение, подготовка производства не займет много времени, и уже в следующем году оно начнет действовать». По его словам, речь идет о конвертации самолетов семейств Boeing 747/767/757/777.

Технический директор группы компаний «Волга-Днепр» Виктор Толмачев сообщил „Ъ“, что, с технологический точки зрения, конвертация пассажирского самолета в грузовой довольно проста и представляет укрепление полов, замену пассажирского салона на оборудование для погрузочно-разгрузочных работ и врез в хвостовую часть грузового люка. По сведениям „Ъ“, для заказчика переделка в «грузовик» самолета типа Boeing 747 (самый большой пассажирский лайнер в мировой гражданской авиации вместимостью от 416 человек) обходится в $10-12 млн. На «Авиастаре», по предварительным оценкам, можно конвертировать 5-10 машин в год.


Ъ ЗАО «Авиастар-СП» специализируется на выпуске широкофюзеляжных грузовых и пассажирских самолетов Ту-204 и Ан-124 «Руслан» (с 2004 года производство приостановлено). Проектная мощность предприятия — 42 воздушных судна семейства Ту-204 и четыре Ан-124 в год. Сейчас в работе — девять Ту-204 для иностранных заказчиков. В 2004 году выручка завода составила 1,49 млн руб., чистая прибыль — 119 тыс. руб. 73,75% акций ЗАО принадлежит государственному ОАО «Туполев», 25% акций — египетской Sirocco Aerospace.


Стратегия развития, разрабатываемая сейчас на «Авиастаре», будет состоять из трех частей — «антоновской» (подразумевает возобновление серийного производства Ан-124, „Ъ“ об этом рассказывал 15 июня), «туполевской» (продолжение производства самолетов Ту-204) и части, как раз связанной с «международной кооперацией». «Моя категорическая позиция в том, что она необходима, потому что производство Ан-124 мелкосерийно и предусматривает большие перерывы между машинами»,—говорит господин Исайкин.

Бизнес конвертации пассажирских самолетов в «грузовики» считается востребованным заказчиками. Об этом говорит тот факт, что спрос на новые грузовые самолеты и на конвертированные из пассажирских модификаций примерно одинаковы. Сам Boeing конвертацией своих машин не занимается, компания сертифицирует соответствующие производства своих партнеров. В частности, две подобные технологические линии работают сейчас в Таиланде и Израиле. Алексей Исайкин признает, что у Boeing нет проблем с поиском партнеров — помимо России, на участие в этом бизнесе претендуют Израиль, Китай и Индия. Поэтому за размещение производства, «Авиастару» предстоит побороться.

Аналитики логистической компании Aсе International Moving считают, что модифицированные в Ульяновске лайнеры «несомненно, будут пользоваться популярностью на рынке перевозок». «Тенденция приобретений самолетов такого рода наблюдается у грузоперевозчиков с середины прошлого года, потому что бывший в употреблении самолет гораздо доступнее по цене, чем новый», — пояснил „Ъ“ замначальника отдела компании Виктор Христофоров, отметивший, что стоимость нового грузового Boeing 747-400 составляет $100-120 млн в зависимости от комплектации, тогда как бывший в эксплуатации Boeing 747-300, переделанный в грузовой, можно приобрести за $40-50 млн. «Между тем их грузоподъемность практически одинаковая, с разницей всего лишь в десять тонн», — отметил господин Христофоров.

СЕРГЕЙ РЫЖКИН,

МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ

САМАРА    №206 от 01.11.2005, ВТ

"Коммерсантъ" в Самаре"

*