Виктор ТАРХОВ: Кольт Константина Алексеевича выстрелил без промаха. Дума теперь готова принять нужное губернатору решение("Новая газета")
Депутат Самарской губернской Думы Виктор ТАРХОВ в отличие от большинства своих коллег никогда не юлит, не выдает черное за белое и называет вещи своими именами. Поэтому каждое его появление на телеэкране либо интервью в газете -это раскрытие подковерных интриг власти, считающей нас, журналистов и читателей, идиотами, готовыми удовлетвориться сказками про белого бычка.
Тархов тем и хорош, что за идиотов нас не держит и на любые вопросы отвечает прямо и честно. Зная эту особенность Виктора Александровича, мы и постарались прояснить две наиболее важные сегодня темы — ситуацию в Самарской губернской Думе и будущие выборы губернатора Самарской области.
— Виктор Александрович, как вы относитесь к заявлению губернатора о том, что он готов идти на выборы в этом году, а не в следующем, как предписывает Устав Самарской области?
— Абсолютно спокойно. То, что Титов держал эту мысль и голове, совершенно очевидно. Период затишья был связан с «бархатной революцией», случившейся в губернской Думе в прошлом году. А сейчас произошла «бархатная контрреволюция». Как в игре «Слабое звено»: вычислили, кто из депутатов слабее на хребет, и решили проблему. Кольт Константина Алексеевича выстрелил по-ковбойски — без промаха. Сейчас коромысло перевесило в его сторону. Дума теперь готова, как я понимаю, с минимальным большинством принять нужное губернатору решение по проведению выборов.
— Кого губернатор использовал в качестве мишени? И есть ли теперь смысл в слове «оппозиция» применительно к губернской Думе?
— Думаю, есть. От принципов отказываются не все, иначе ведь приличные люди руки не подадут. А что касается мишени… Как-то в начале 80-х был я проездом в одном заштатном городишке на границе Московской и Рязанской областей. На окраине городка стоит собор, а в его ограде две могилы, одна из них — генерала фон Визина, брата писателя. Отчаянной храбрости был человек, в битве под Лейпцигом под ним четырежды убивали лошадь. Закончил он войну в Париже — в чине генерал-майора. А потом не сошелся во взглядах с тогдашним военным министром Аракчеевым. Подал в отставку и уехал в родовое имение.
У мадам Рыбаковой и Бобровой имений нет. Видимо, поэтому им оказалось не по силам следовать ранее заявленным принципам. Команда губернатора четко вычислила два этих слабых звена, и их отстрелили. Я не знаю, кто будет третьим, но уже и смысла нет искать, кто еще может дать слабину. Пока губернаторская сила взяла.
Думаете, какая в нашей губернской Думе самая крупная фракция? Это мэрская фракция. Вот она-то и является губернаторским «проводником». Особо пенять своим коллегам из числа мэров не могу. По одной простой причине — понимаю, как несладко им будет в своих креслах, веди они себя иначе. Но возникает вопрос: если в представительской власти сидят зависимые люди, что -ЭТО за власть такая?
— В конце прошлого года ваша фракция «Единая Россия» встречалась с губернатором, и с ним тогда удалось прийти к обшей точке зрения но поддержке малого и среднею бизнеса, промышленности. Сейчас, когда политический расклад в губернской Думе несколько иной, чем в декабре, вы не предполагаете, что прежние договоренности губернатор посчитает для себя необязательными?
— Это было бы мелко. А губернатор по своему положению не должен мелочиться. Не станет он стрелять из такой большой пушки по воробьям. Не попадет.
Я не буду кривить душой — той встречей и тем результатом, к которому мы совместно с губернатором пришли, я действительно доволен. Договоренности с ним оформлены отдельной строкой в бюджете области. Это означает, что областная власть будет финансово помогать развитию малого и среднего бизнеса. Пусть и совсем немного денег на это запланировано. Есть, правда, одно маленькое «но» — отсутствует механизм предоставления этих средств. Но, думаю, за месяц — полтора мы эту проблему решим.
— Вернемся к выборам. Многие считают, что мэр Самары Георгий Лиманский обязательно попробует побороться за губернаторское кресло. На ваш взгляд, есть ли у него шанс обставить Титова?
— Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Если поймает кураж, почему бы и нет. Константин Алексеевич привык воевать с одним сильным соперником. А если их несколько? Тот, кто сейчас задумал поконкурировать с нынешним губернатором, должен держать в голове второй тур — как первостепенную задачу. А дальше — покажет статистика…
— Может ли среди этих «нескольких» оказаться Виктор Казаков, по сути «сосланный» губернатором в депутаты Госдумы?
— Я знаю, что такую цель он перед собой ставил. Но это было полгода назад. Как сейчас — мне не известно. Но то, что он сильный игрок, — это точно.
— Насколько и от кого в большей степени — от «ЮКОСа» или от партии «Единая России» — он зависит как политик? Могут ли они повлиять на его решение выставить свою кандидатуру на губернаторских выборах?
— От «ЮКОСа» осталась только оболочка, поэтому как-то зависеть от него невозможно. По поводу «Единой России» мне трудно судить. Возможно, он как член партии обязан соблюдать какие-то партийные установки. Но я не вижу оснований, по которым «Единая Россия» могла бы препятствовать своему однопартийцу бороться за губернаторство. Думаю, Виктор Казаков достаточно свободно может распоряжаться своей политической судьбой.
— А вы сами планируете баллотироваться, если губернаторские выборы будут назначены на лето или осень нынешнего года?
— Сейчас ситуация еще недостаточно ясна — ни срок неизвестен, ни потенциальные соперники. Выходить первому и говорить, что готов, пока не могу. Но в затылке такую мысль держу — что есть, то есть.
Татьяна ГОЛУБЕВА
P.S. Ответ на последний вопрос я привела практически дословно, однако в газетной публикации не учитываются два немаловажных фактора беседы — интонации и выражение глаз при разговоре. Так вот, судя но взгляду и интонациям Виктора Александровича, мне показалось, что на выборы губернатора он пойдет стопроцентно. И это он решил окончательно и бесповоротно.
Впрочем, повторюсь, мне так показалось. Может быть, потому, что я, как и многие здравомыслящие люди Самарской области, не хочу, чтобы выборы губернатора превратились во всероссийский фарс с одним заранее известным победителем и всякой мелочью россыпью.
«Новая газета» в Самаре»
№9Р (943-944) 29.02 2004 г.
*