В понедельник президент России Владимир Путин проведет очередной раунд консультаций с руководством парламентского большинства в Госдуме. Не исключено, что итогом встречи станет выдвижение кандидатуры нового председателя правительства РФ.

Отправив в минувший вторник правительство в отставку, Владимир Путин сообщил, что намерен формировать новый состав кабинета на основе консультаций с парламентским большинством. Он напомнил, что говорил об этом еще в послании Федеральному Собранию в 2003 году.

«С учетом итогов выборов в Государственную Думу считаю возможным сформировать профессиональное, эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство», — сказал он.

В свою очередь председатель Госдумы Борис Грызлов заявил на прошлой неделе, что «Единая Россия» рассчитывает на предварительное обсуждение с президентом кандидатуры нового премьера.

«До внесения кандидатур мы надеемся на обсуждение с Владимиром Путиным кандидатуры главы нового кабинета», — сказал он. Первый раунд консультаций состоялся в среду. Тогда газета «Коммерсант» выступила с предположением, что новым премьером может быть назначен сам Борис Грызлов.

С момента отставки правительства исполняющим обязанности главы кабинета назначен Виктор Христенко, который в прежнем составе правительства занимал пост вице-премьера.

От нового премьера и его кабинета уже ничего не будет зависеть

Как отмечает сегодняшний «Коммерсант», о новом премьере многое известно: его кандидатура впервые в новейшей российской истории обсуждалась президентом с победившей на думских выборах партией; он должен быть классово чужд российским олигархам. Все это может быть принято за очевидный демократический прорыв, если бы не одна деталь: от нового премьера и его кабинета может практически ничего не зависеть.

Знаковая подсказка последовала 27 февраля, когда число обвиняемых по делу ЮКОСа пополнилось за счет Владимира Малина, председателя Российского фонда федерального имущества. На вопросы, за что отправили в отставку Михаила Касьянова и почему это сделали не после президентских выборов, а перед ними, ответить стало легче, пишет «Коммерсант».

Как отмечает газета, дело ЮКОСа — это лопата, которой перекапывают то, что принято называть политическим ландшафтом. Именно это дело привело к отставке Александра Волошина и стало центральным событием выборной кампании в Думу, когда поддержка оппозиции (КПРФ, «Яблока» и СПС) оказалась делом рук преступного, по оценке силовиков, сообщества — и оппозиции в Думе практически не осталось. Теперь выясняется, что дело ЮКОСа существенно оживит и выборы президентские.

Неважно, была ли какая-нибудь связь между Владимиром Малиным и Михаилом Касьяновым в тот момент, когда акционеры ЮКОСа «зачищали концы» в сделке с акциями «Апатита». Общее между ними то, что они оказались по одну сторону водораздела — Малин признал действия ЮКОСа по захвату «Апатита» законными, а Касьянов был, пожалуй, единственным известным российским политиком, который с самого начала и практически до момента отставки заявлял, что «меры», примененные к Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому, «чрезмерны».

По мнению газеты, к отставке Касьянова явно приложили руку организаторы преследования совладельцев ЮКОСа, а они известны — это люди из ближнего круга президента: заместители руководителя его администрации Виктор Иванов и Игорь Сечин.

Отставка с подачи кремлевских силовиков Михаила Касьянова в самое неожиданное для этого время — это демонстрация того, что место у рычагов власти заняла новая команда, считает газета.

Новым премьером может стать такой умеренный либерал и реформатор как нынешний первый замглавы президентской администрации Дмитрий Козак. Однако в этом случае премьер при всем том политическом весе, который ему придал президент, и весь его новый кабинет вполне могут оказаться чисто номинальными фигурами — реальная власть все равно будет у силовиков.

Newsru.com

*