Весна наступила! Большинство граждан ожидают ее прихода с нетерпением. Я же первых недель весны боюсь. Потому что в прошлом году меня чуть не убило сосулькой. Это только кирпич, как известно, ни с того ни с сего никому и никогда на голову не падает. А вот сосулька – она, как и шальная пуля, – дура. Запросто любого может в один миг жизни лишить или инвалидом сделать. Или, как в моем случае, напугать до полусмерти. Шел я год назад по улице, радовался солнышку, весенний воздух полной грудью вдыхал, птичек слушал щебетанье, мечтал о чем-то возвышенном… И вдруг – бац!

Здоровенная сосулька со свистом пролетела мимо моей ничем не защищенной головы и воткнулась в грязный сугроб буквально в миллиметре от правого ботинка. Хорошее настроение моментально улетучилось… Теперь я стараюсь не ходить под крышами, постоянно испуганно задираю голову и подумываю о том, чтобы обзавестись строительной каской.

Сосульки являются настоящим бичом столицы, в которых сохранились старые дома со скатными крышами. Таких сосулькоопасных домов в Москве немало, только в центре их насчитывается не менее 2800. По словам мэра Лужкова, ежегодно от несчастных случаев, связанных с падением сосулек, «гибнут от пяти до семи человек», а уж сколько получают травмы, точно сказать невозможно, ибо к врачу в случае легкого ранения обращается далеко не каждый пострадавший. Сосульки атакуют не только людей, но и транспорт. Я сам был свидетелем того, как ледяная глыба рухнула на капот припаркованной рядом с домом иномарки, в результате чего красивая машина приобрела здоровенную вмятину. Представляю, как отреагировал на этот «подарок весны» хозяин автомобиля…

В том, что мы и наша собственность становимся жертвами сосулек, виноваты коммунальщики. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что на борьбу с сосульками во время оттепелей, если верить статистике, ежедневно выходит около 800 бригад общей численностью более 2 тыс. человек. Московские власти каждый сезон призывают коммунальные службы «уделить более пристальное внимание очистке кровель от сосулек и наледи для безопасности горожан». А на каждое известие о новой жертве обещают «усилить борьбу» и обязывают коммунальные подразделения организовывать спецбригады чистильщиков крыш.

Впрочем, помимо того, что привычный способ борьбы с сосульками (сбивание их ломами и ледорубами) портит дома, он еще и малоэффективен. Сегодня изобретаются и пробуются новые способы избавления от сосулек, хотя ни один из них пока нельзя назвать совершенным. Например, сосульки пробовали сбивать импульсными установки пожаротушения, проще говоря, водометами. Однако оказалось, что делать это нужно с расстояния не более метра, иначе эффекта никакого. К тому же не ко всем домам, особенно в центре города, можно подобраться на нужное расстояние. Более того, уже после расстрела сосулек приходится бороться с обледеневшими фасадами и тротуарами. Еще удалять сосульки собирались с помощью ультразвуковых установок и даже лазерами. Кое-где я даже видел на крышах людей с какими-то приспособлениями в руках – очевидно, это и были ультразвуковые приборы. Что касается лазеров, то их пока что-то не видно. Однако какое бы количество вооруженных лазерами и прочими новинками кровельщиков ни бросали в атаку на ледяного ворога, успех будет минимальный, так как бороться следует не со следствием обледенения, а с причиной. Возникает резонный вопрос: неужели в начале XXI века нельзя сделать так, чтобы городские крыши не обледеневали? Оказывается, в принципе можно. Таких систем на сегодняшний день несколько: это и «тепловой удар», и кабельный подогрев крыш, и измельчение льда импульсными токами. Но в каждой есть свои недостатки.

Беда всех обогревательных систем в том, что они превращают снег не в пар, а в воду, которая стекает на тротуар и вновь замерзает. От сосулек они спасают, но риск переломов ног на земле увеличивают. В авиации этот эффект называют возникновением «барьерного льда», из-за которого самолеты терпят катастрофы. Существует, правда, «система теплового удара» (СТУ). Она автоматически включается при образовании небольшой наледи, подогревает кромку кровли ровно настолько, чтобы лед подтаял и упал вниз россыпью мельчайших осколков. «Тепловой удар» потребляет электроэнергии в 10 раз меньше любой другой кабельной системы обогрева, но стоит в среднем от $300-400. Понятно, что все опасные крыши оборудовать подобными системами накладно. Еще одно антисосулечное устройство оберегает крыши от обледенения с помощью радиоимпульса. Но и на ее есть нарекания. Так, жильцы последних этажей жалуются, что не могут спать из-за громких звуков, производимых установкой. Кроме того, установка «радиоудара» на порядок дороже СТУ.

В общем, с сосульками можно бороться по-разному. И все-таки в основном их по старинке откалывают при помощи лопат. В префектурах жалуются, что технические устройства по защите кровель слишком дорого стоят, а потому подобные системы сегодня устанавливаются в основном на «коммерческих» крышах.

А поскольку мартовская погода капризна и непредсказуема, возможно еще похолодание, надо быть начеку, чтоб не стать жертвой коварной сосульки.

Yтро.ru

*