Вчера стало известно, что прошедший в четверг совет директоров АвтоВАЗа отказался от предложения концерна General Motors о совместном производстве в Тольятти двигателей FAM-1. На заводе посчитали, что подержанная немецкая линия по их выпуску стоимостью ?300 млн ему не нужна. Разработкой собственных новых моторов АвтоВАЗ тоже заниматься не будет, а постарается с малыми затратами довести качество нынешних двигателей до евростандартов.

Экс-глава GM-АвтоВАЗ Джон Милонас (справа) на презентации Chevrolet Niva

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Решение совета директоров АвтоВАЗа – очередной предсказуемый шаг во все более сложных отношениях между тольяттинским автозаводом и американским концерном. Стороны обосновывают отказ от проекта экономическими причинами, однако понятно, что после четырех лет взаимных упреков и разногласий в СП GM-АвтоВАЗ компании больше не хотят увеличивать количество совместных проектов. Напомним, экс-глава GM-АвтоВАЗ Джон Милонас то и дело упрекал АвтоВАЗ за низкокачественные комплектующие для Chevrolet Niva, а экс-председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников при каждом удобном случае обвинял GM в маркетинговых просчетах на российском рынке.

С 2001 по 2005 год GM трижды предлагал АвтоВАЗу проекты создания СП по производству моторов. Все они предусматривали вариант, при котором GM в качестве учредительного взноса передаст в СП собственное оборудование по производству двигателей, а АвтоВАЗ приобретет линию по производству коробок передач. Однако ни одно из предложений завод не принял. По информации Ъ, обращаясь к совету директоров предприятия с последним предложением, GM рассчитывал, что АвтоВАЗ выкупит у концерна производство мощностью 300-350 тыс. моторов FAM-1 в год, расположенное в городе Бохум (Германия). АвтоВАЗ отверг и этот проект.

Как рассказал Ъ источник в технической дирекции завода, в бизнес-обосновании проекта GM принимал на себя ответственность за демонтаж производства, его транспортировку в Тольятти, наладку и пуск. При этом концерн предъявил АвтоВАЗу довольно жесткие требования по производственной дисциплине, в частности запретив заводу проводить какие-либо работы с готовыми двигателями даже в том случае, если завод будет устанавливать их на автомобили собственного производства. «В документе сказано, что в случае вскрытия заводской пломбы автоматически теряется право на гарантийное обслуживание мотора, кроме того, АвтоВАЗу запретили даже проводить испытания FAM-1»,– пояснил источник. Чтобы контролировать соблюдение производственной дисциплины, GM собирался сохранить за собой блокирующий пакет акций СП.

По информации Ъ, все предложения GM по совместному производству силовых агрегатов изначально не находили поддержки в совете директоров завода. По словам аналитиков компании «Газинвест», моторы FAM-1 тольяттинской сборки предполагалось продавать GM-АвтоВАЗу для комплектации автомобилей Chevrolet Niva и Chevrolet Viva, что автоматически снижало бы их себестоимость на $1,3-1,4 тыс., зато модели Lada с агрегатом FAM-1 подорожали бы на $600-800. Такое развитие событий категорически не устраивало Владимира Каданникова, который ставил своей целью не допускать значительного удорожания тольяттинских автомобилей.

«Двигатель FAM-1 интересен заводу для комплектации Lada Kalina и Lada Priora в некоторых модификациях, но не настолько, чтобы строить завод по его производству»,– заявили Ъ на АвтоВАЗе, пояснив, что нужное количество моторов «проще закупать за рубежом». При этом заводу необходимо было выбрать стратегию производства собственных силовых агрегатов. Первый вариант предусматривал модернизацию существующего сборочного производства (затраты составят $60 млн), второй – создание новой линии ($300 млн). В августе Владимир Каданников объявил, что модернизация действующих мощностей – дело практически решенное.

Управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браун заявил Ъ, что концерн «с уважением воспринял решение своего партнера, но тем не менее намерен продолжить поиски покупателя на сборочное производство в Бохуме».

В СНГ у GM есть еще один крупный партнер – корпорация «Укравто», владеющая Запорожским автозаводом (ЗАЗ), где выпускают Opel Astra предыдущего поколения (ту же Chevrolet Viva) и несколько моделей GM Daewoo. Сейчас ЗАЗ стремится локализовать производство иномарок более чем на 50%, чтобы беспошлинно поставлять их в Россию (о начале продаж первой модели, Chevrolet Lanos, было объявлено 25 октября). При выводе на проектную мощность (90 тыс. машин в год) собственное производство двигателей для ЗАЗа станет более чем актуальным. При этом инвестиции в проект осуществляет исключительно украинская сторона, что GM устраивает больше, чем совместные вложения с АвтоВАЗом.

МИХАИЛ Ъ-ЕЛИСЕЕВ, НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти; ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА

№ 205 (№ 3289) от 29.10.2005, СБ

"Коммерсантъ"

***