Город этот, сохранивший свою старинную губернскую стать, с его прямыми улицами, дворянскими и купеческими особняками, деревянной резьбой наличников, бескрайним живым зеркалом Волги, несомненно, занимает одно из первых мест в России по красоте. И печальное второе место по распространенности ВИЧ – такой нерадующий статистический факт. На 1 октября 2005 года в Самарской области выявлено 25 тыс. инфицированных. Столько же, сколько в Москве или в Петербурге, при том что население в несколько раз меньше.

Разгул здесь ВИЧ-инфекции кажется неожиданным. Самара много лет, едва ли не до последнего десятилетия была закрытым городом – иностранцев сюда не пускали. И границы отсюда далеко. И не порт. Долго ВИЧ-инфицированных насчитывались единицы. Еще в 1999 году их было около сотни, большинство заразилось половым путем и где-то за пределами области. С приходом нового века пришел и вирус. В 2000 году произошла вспышка инфекции. Основной очаг был в городе Тольятти, через полгода зараза захватила и Самару. Почему вспышка ВИЧ-инфекции произошла именно в Тольятти, вполне объяснимо: молодой город, большинство населения – молодежь (средний возраст жителей – чуть больше 30 лет), приличные заработки. В Тольятти ездят за автомобилями, за запчастями. Приезжают с деньгами, наркотиками, чтобы, продав их, купить машину.

За 2000 год зарегистрировано 5 тыс. ВИЧ-инфицированных, в 2001 году почти вдвое больше – свыше 9 тыс. В некоторые месяцы тогда выявлялось до тысячи вновь заразившихся. Вирус иммунодефицита принесли наркотики. В эти годы 98% инфицированных составляли наркоманы, главным образом мальчики-подростки. Наркоманы, конечно, были и раньше. Но когда ВИЧ попал в их среду, он стал быстро распространяться через общие шприцы. Как рассказывает Андрей Быков, главный врач Самарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, бороться с эпидемией начали во всех направлениях. В определенных пунктах, о которых сообщали в наркологических диспансерах, наркоманам обменивали шприцы, чтобы они хотя бы не пользовались общими.

Для преподавателей издано учебно-методическое пособие по профилактике ВИЧ (один из авторов этого пособия А.Быков). В школах с пятого класса в рамках ОБЖ проводятся специальные уроки: базовая информация о ВИЧ/СПИДе; ответственное поведение, отказ от наркотиков; безопасное поведение; помощь и поддержка людям с ВИЧ. При этом учитывается, что среди учеников могут оказаться те, кто инфицирован ВИЧ или подозревает у себя ВИЧ, и эти подозрения при проверке подтвердятся. По мере взросления школьников информация усложняется. В старших классах неизбежно встает вопрос о сексуальных отношениях. Безопасное поведение неадекватно безопасному сексу. Оно означает воздержание от половой жизни в раннем возрасте, в зрелом – отказ от беспорядочных сексуальных контактов. В ситуации эпидемии ВИЧ необходима информация, и, когда ее начинают получать еще в детском возрасте, она перестает быть тайным знанием, экзотикой.

В Самарском областном центре по профилактике и борьбе со СПИДом, который расположен в центре города, многолюдно. Видимо, в отличие от того, что происходит в других городах, в это учреждение не боятся приходить. Может быть, это следствие широкой информации о ВИЧ. К инфекции относятся как к данности. Почти каждая семья так или иначе сталкивалась с проблемой ВИЧ – были инфицированные или среди ее членов, или среди соседей, знакомых.

Количество вновь инфицированных снижается. В 2002 году их было уже в два с половиной раза меньше, чем в 2001-м. В последующие годы тенденция к снижению сохранялась. Но наметилась другая тенденция – стало меньше заразившихся через шприц наркоманов (80% вместо прежних 98) и больше заразившихся половым путем, особенно женщин. За последние 5 лет число ВИЧ-инфицированных женщин увеличилось в 14 раз. Половина из выявляемых сегодня женщин заразилась половым путем. Это общая тенденция распространения ВИЧ-инфекции, которая все больше обретает женское лицо. Но в Самаре она имеет свои особенности: в отличие от других городов большинство заразившихся – не проститутки, не наркоманки, а так называемые социально сохранные женщины, в том числе добропорядочные жены, матери семейств. Самарский врач-травматолог рассказывал, как одна из пациенток, которую он оперировал, оказалась, к своему ужасу, ВИЧ-инфицированной. Каким образом это могло произойти, для нее загадка.

Секс-бизнес – сфера достаточно закрытая. О том, что там происходит, можно судить лишь опосредованно. В какой-то мере представление об этом может давать, в частности, число заразившихся в результате покупной любви мужчин. В Самарской области вирус ВИЧ, к счастью, видимо, не попал пока в среду проституток. Опасаясь, что «выстрелить» может и там, предпринимаются какие-то меры по предотвращению ВИЧ-инфицирования. Но это дело чрезвычайно трудное.

Работают в Самаре и общественные организации. «Единство» (не имеющее никакого отношения к партии) оказывает немедицинскую помощь ВИЧ-инфицированным и их родственникам, PSI – международная организация – занимается предупреждением заражения, главным образом среди молодежи. Самарская область – один из первых регионов, где ВИЧ вошел в повседневную жизнь. В Тольятти, например, на долю ВИЧ-инфицированных женщин приходится 2,5% родов. Беременные проходят профилактическое лечение, и большинство детей избегают инфицирования. Жизнь по соседству с вирусом, конечно, тревожная. Но это не единственная опасность, которая грозит человеку.

Ада Горбачева

# 234 (3631) 28 октября 2005 г.

Независимая Газета

*