Новости Голливуда: «Иллюзия полета»
Страх за плату. Некоторым людям платят за страх, как, например, в классическом фильме «Плата за страх» с Ивом Монтаном. Другие люди – мы, кинозрители – часто платим за страх. За то, чтобы нас напугали. Наше время к обычной популярности жанра триллера добавило вполне обоснованные подсознательные элементы страха. Перед терроризмом, перед природными и техногенными катастрофами.
Голливуд, как и другие города на кинокарте мира, давно освоил жанр «страшилки в замкнутом пространстве» – будь то горящий небоскреб, терпящий бедствие или захваченный террористами самолет или тонущий морской лайнер. Но сегодня, после 11 сентября, зритель не просто разрешает попугать себя на пару часов, чтобы выйти из темного зала и убедиться, что реальный мир не так страшен. Нет, он обязательно будет примерять происходящее на экране на себя
и соизмерять художественную выдумку с газетными заголовками и телевизионной хроникой.
Картина диснеевского подразделения «Touchstone Pictures» «Иллюзия полета» (Flightplan) довольно умело интегрирует в развлекательный жанр элементы бытия наших современников, где бы они не жили. Международный элемент картине придает сам ее сюжет, энергично перенесенный на экран молодым немецким режиссером Робертом Швентке, впервые работающим в Голливуде.
Он начинает фильм в своем родном Берлине, столице вновь объединенной Германии. Ночное берлинское метро с госпитальным люминесцентным освещением сразу помещает главную героиню Кайл Пратт (Джоди Фостер), а с ней и нас, в
обстановку непонятной поначалу тревоги. Экспозиция фильма, полностью происходящая в зимнем Берлине, информирует, что муж Кайл погиб в результате падения с крыши их дома в Берлине. Формально его гибель признана самоубийством, но Кайл не вполне уверена в этой версии, поскольку ей привиделись в окнах напротив какие-то подозрительные «ближневосточные» лица.
Авторы сценария Пит Даулинг и Билли Рэй вместе с режиссером, мешая реальные сцены с видениями Кайл, в которых ее муж вполне жив, забрасывают зерно сомнения в психической нормальности героини, которая еще не раз будет
поставлена под сомнение по ходу картины. Ход этот приводит нас на борт суперсовременного авиалайнера, реально не существующего. В его разработке Кайл принимала участие как инженер. Неясно, правда, у нее бесплатный проезд или билет со скидкой.
Так вот, Кайл летит в Америку вместе с маленькой дочерью, сопровождая гроб с телом мужа, находящийся в багажном отделении. Поскольку это «самолет будущего» с удобными креслами и пространством для ног, Кайл быстро засыпает. А проснувшись от очередного кошмара, не обнаруживает с собой рядом дочь.
С этого момента фильм начинает принимать характер мистерии, поскольку, как мы помним, Кайл, возможно, не вполне в себе. И встает вопрос: «А была ли девочка?» На этот вопрос дружно дают отрицательный ответ и соседи-пассажиры, и неприветливые стюардессы, и даже воздушный охранник-«маршал» Карсон (Питер Сарсгаард). Он, кстати, по долгу службы – а может, и по велению сердца – остается почти единственным на борту лайнера, кто готов поверить в историю (переходящую в истерию).
Авторы довольно дешево расставляют на борту приманки и обманки вроде группы «арабских бизнесменов», похожих на карикатурных террористов. Они настолько очевидны, что сразу ясно, что дело не в них. Тем более это было бы политически некорректно. Так же лобово подозрительна стюардесса Фиона (Эрика Кристенсен).
Жонглирование возможным сумасшествием и другими атрибутами триллера помогает на некоторое время отвести подозрения от главных виновников происходящего. Режиссер Швентке умело использует более широкие, чем обычно, помещения и этажи самолета-мечты для создания более эффективной, чем обычно, динамики в замкнутом пространстве.
Дважды лауреат «Оскара» Джоди Фостер весьма профессиональна, особенно в полных ужаса крупных планах ее лица. Но особой новизны в ее игре не заметно – это не более чем парафраз ее сравнительно недавнего бенефиса в фильме «Комната страха».
Более интересен как всегда амбивалентный Питер Сарсгаард – один из самых многообещающих актеров молодого поколения. Но ему, как и Джоди Фостер, в финальной и самой динамичной части этого сравнительно короткого фильма – он длится всего 95 минут – придется поучаствовать в жанре чистого «экшен».
Действие развивается в уже не в салоне, а в недрах летающего гиганта. Мне показалось, что искусственная, механистическая среда из переборок, люков и алюминиевых плоскостей снижает драматизм действия. Реальным людям не повредила бы более реальная среда. Да и сколько можно видеть на экране все те же драки, перестрелки и взрывы?
При всем при том фильм, хотя и несколько по-немецки стерилен, все-таки держит внимание – не в последнюю очередь благодаря Джоди Фостер. Будь на ее месте актриса калибром помельче, фильм остался бы стилистическим
упражнением в заигранном жанре.
Название картины – Flightplan – я бы перевел как «Полетный лист. Режиссер проставил галочки «выполнено» после каждого пункта этого листа. Но фильм смотрится не столько как «иллюзия полета», сколько как сухой документ.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
28.10.2005
***