Произошло это в четверг на научной конференции по истории предприятия, которая три дня проходила на автозаводе.

В связи с этим пришлось созывать внеочередное собрание акционеров. Оно состоится 22 декабря, когда и будет избран новый состав совета. Кто его возглавит, пока неизвестно.

Для непросвещенной общественности данное событие стало полной неожиданностью. Но близкие к АвтоВАЗу люди уже давно поговаривали о скорой отставке ветерана-руководителя. Согласно официальной версии, Владимир Каданников просто ушел на пенсию. Но есть и другие варианты. Один из них — Владимир Васильевич был оплотом старой команды руководителей. В свое время его называли даже «красным» директором. Для нынешних молодых Каданников не является священной фигурой. В качестве примера потери политического веса Каданникова приводят «поражение» ВАЗа и других отечественных автомобилестроителей в борьбе с иномарками. Руководитель вазовского независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев не исключает и того факта, что Каданников ушел в отставку потому, что не смог сохранить целостность завода-гиганта. Дабы не быть причастным к этому развалу, не нести за это моральную ответственность и покинул пост председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ». Среди вазовцев ходит и такая версия: Владимир Каданников не сумел (или не захотел) найти общий язык с одним из основных партнеров завода — группой СОК. Под давлением этой группы и покинул свой пост. Считается, что если эта версия верна, то на следующем совете директоров его председателем будет избран нынешний генеральный директор «ИжАвто» Михаил Добындо, до этого работавший вице-президентом ОАО «АвтоВАЗ».

Наиболее категоричный комментарий относительно всех этих домыслов корреспонденту «РГ» дал руководитель пресс-центра предприятия Владимир Арцыков: «Принято решение не комментировать ситуацию вплоть до 22 декабря, когда состоится внеочередное собрание акционеров для переизбрания совета директоров и будет названо имя преемника Владимира Каданникова». Как стало известно «РГ», в настоящее время высокопоставленные менеджеры и представители основных акционеров предприятия ведут интенсивные консультации на областном и федеральном уровне. Источник газеты в правительстве Самарской области сообщил, что «все проясниться после первого ноября».

Интерес к теме внутризаводских перестановок легко объясним — на долю АвтоВАЗа приходится один процент российского ВВП и более 40 процентов отечественного авторынка. Ежегодно предприятие выпускает более 700 тысяч автомобилей, в прошлом году чистая прибыль завода превысила 5,5 миллиарда рублей, численность работающих на автогиганте превышает 120 тысяч человек. Понятно, что структуру управления флагмана отечественного автопрома ожидают серьезные преобразования.

Герой Социалистического Труда, орденоносец, академик и почетный гражданин Самарской области начинал свою блистательную карьеру в автопроме с должности разнорабочего на ГАЗе. С Горьковского пришел на Волжский завод. Каданников девять лет возглавлял совет директоров, а до этого более десяти лет был генеральным директором АвтоВАЗа. А вообще с этим предприятием его связывает 38 лет напряженной работы. За это время он даже успел поработать вице-премьером российского правительства.

В сентябре Владимиру Каданникову исполнилось 64 года. Но что любопытно: о пенсии разговора не было (разве только в узком кругу близких ему людей). Наоборот, как-то Владимир Васильевич даже сказал, что проработает до 65 лет, а потом уйдет. До этого времени у него даже, говорят, была разработана специальная программа неотложных дел.

Впрочем, жизнь всегда вносит корректировки в наши планы. В мае этого года АвтоВАЗ принял решение сократить объемы производства с 727 до 700 тысяч машин. «Это связано, — объяснил тогда председатель совета директоров, — с теми событиями, которые сейчас происходят вокруг российской автомобильной промышленности. Если вы выйдете на улицу и посмотрите на дороги, то увидите огромное количество автомобилей с прицепами, загруженными подержанными автомобилями».

Тем не менее компания вела активные переговоры о сотрудничестве с General Motors. И с их помощью даже получила доступ к западным технологиям. Они легли в основу известных проектов — «Калина» и «Приора». Но популярнее продукция АвтоВАЗа среди российских автолюбителей так и не стала.

    Мнение

    Игорь Юргенс, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей:

    — Конечно, АвтоВАЗ сейчас испытывает серьезные трудности. Несмотря на высокие пошлины на ввоз в страну подержанных иномарок, наши «ВАЗы» не выдерживают конкуренции с ними. Все равно они остаются примерно в одной ценовой гамме, но иностранные автомобили лучше по качеству. В свое время еще в правительстве Михаила Касьянова наши автомобилестроители пролоббировали, чтобы эти пошлины оставались высокими пять-шесть лет. Они тогда представили программу развития автопрома и просили поддержать их на время ее реализации. Остается еще года три действия этих пошлин. Но как только их снизят, как только Россия вступит в ВТО, у автомобилестроителей наступает очень жесткий период. И в таких условиях, конечно, нужны гибкие, энергичные молодые менеджеры. В этом смысле отставка Каданникова, наверное, произошла вовремя.

    Если у кого из отечественных легковых автомобилей и остается шанс стать конкурентоспособными, то только у «ВАЗа». Я лично считаю, что у «волг» и «москвичей» без стратегического партнерства с кем-то из западных производителей такого шанса нет. Не в обиду это будет сказано отечественным автомобилестроителям. Даже шведы — «сааб», «вольво» — объединяются с немцами и американцами, поскольку сами не выдерживают конкуренции.

Анатолий Вязов, Владимир Бабенков, Татьяна Панина, Самара — Тольятти — Москва

Дата публикации 29 октября 2005 г.

«Российская газета»

***