Ровно 15 лет назад, в начале марта 1989 года недалеко от Тольятти, было начато строительство вазовского автополигона… Из воспоминаний участников:»Думаю, американцы из Космоса наш полигон давно засекли и на заметку взяли. Еще бы, в стране разруха, почти все стройки остановились, а здесь, в 45 километрах от Тольятти техника степь утюжит, горы земли с места на место переезжают. Объем земляных работ только на скоростной дороге превысил миллион кубометров, что соизмеримо с тем, что было выполнено в свое время по основным объектам ВАЗа…»

История создания полигона изобилует множествои интереснейших фактов и то, что этот грандиозный объект строился в то время, когда в нашей стране все только разрушалось, а не созидалось, заслуга отдельных личностей и удачное стечение ряда обстоятельств. Проектом ФИАТа для ВАЗа вообще не было предусмотрено строительство автополигона. Более 20 лет испытатели автомобилей ВАЗ пользовались треком, предназначенным для обкатки машин, выходящих со сборочного конвейера, Дмитровским полигоном и дорогами общего пользования. Однако необходимость создания собственного полигона была очевидна.

В начале 70-х, будучи еще генеральным директором ВАЗа, В.Н. Поляков подтвердил, что полигон заводу нужен, и выделил около 5 миллионов рублей. Начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей (УДИДА) АО «АВТОВАЗ» Анатолиий Михайлович Акоев вспоминал: «Мы строили наполеоновские планы, но вдруг оказалось, что финансирование закрыто»…

Приезд в 1986 году в Тольятти М.С.Горбачева и правительственное решение о создании НТЦ ВАЗа – еще одна веха в истории строительства автополигона. По расчетам требовалось около 750 гектаров. В конце концов, подписали выделение ВАЗу 396 гектаров земли, из них 98 пахотных, потерю которых АВТОВАЗ обязали возместить сельчанам. «Местное население поначалу к нашему появлению особой радости не проявляло. Оно привыкло использовать эту землю под выпас, а тут ревущие и бешено носящиеся машины. Мы старались их ублажить. Заасфальтировали улицы в селе, сделали мостик через Ташелку, а прежде людям приходилось километра три обходить, привели в порядок два кладбища. Жилье стало строиться: для возведения домов пригласили прибалтов, тогда отношения с ними были более чем доброжелательные. Плюс возможные рабочие места на самом полигоне и многое другое. Увидели, что мы свои обещания держим, и отношения потеплели»,- вспоминает А.М. Акоев.

Уже с 95-го года на полигоне стали испытывать машины, в том числе и по зимним испытаниям, поскольку микроклимат местности обеспечивает температуры на 6-8 градусов ниже, чем вблизи от Тольятти…

В 1996 году ВАЗ оказался в тяжелейшем экономическом положении, на грани банкротства. И полигон, как «незавершенку» могли законсервировать. Но благодаря мудрости и здравомыслию первых вазовских руководителей, даже в такое непростое время строительство не приостановили. Но это отдельная история…

Cегодня полигон – это уникальное сооружение. Здесь не только проводятся испытания новых автомобилей «Лада». На территории полигона ежегодно проходят синхронные Рождественские гонки и соревнования среди первых руководителей завода «Кубок Президента АВТОВАЗ». На автополигоне ежегодно представители СМИ знакомятся с новыми разработками и имеют возможность протестировать некоторые из моделей. Прослышав про новый вазовский полигон, начали появляться дальние и ближние гости, с автозаводов России, СНГ и даже дальнего зарубежья, — с «Порше», «Опеля» и шинной «Мишлен»…

Пока на полигоне АВТОВАЗа введены в строй еще не все объекты. Ему еще строиться и строиться. Но сейчас уже можно констатировать факт что подобных объектов у нас в России в ближайщем обозрмом будущем больше не появится.

ИА LADAONLINE

*