Железнодорожный транспорт твердо удерживает свои позиции лидера в объемах перевозимых грузов и пассажиров, оставаясь самым популярным, доступным и массовым, становясь тем самым объектом пристального внимания наркодельцов.

НЕЛЕГКАЯ УЧАСТЬ ПАССАЖИРА

По всей территории страны проложены четко функционирующие маршруты наркокурьеров. Часто механизм дает сбои благодаря слаженной работе милиции на транспорте. Сопровождение поездов по всем направлениям, постоянные проверки на вокзалах, перронах, непосредственно в самих вагонах не позволяют наркотической сети разрастись до громадных размеров.

В своих поездках я выбираю исключительно железнодорожный транспорт, руководствуясь, прежде всего, соображениями надежности и безопасности. На проверку багажа на наличие наркотических средств я попала лишь однажды. По всей видимости, искали конкретного человека, этим и был объясним интерес милиции к пассажирам нашего поезда. Проверив мои документы и увидев, как мне кажется, глаза вполне добропорядочного гражданина, милиция занялась проверкой багажа моих попутчиков. Ситуация не самая приятная, но именно тогда меня заинтересовали способы борьбы транспортной милиции с наркокурьерами.

ПО «МЕРТВЫМ» МАРШРУТАМ

Тенденция к увеличению числа людей, употребляющих наркотики, только расширяет возможности каналов поставки и реализации наркотических средств. Если есть товар, то покупатель всегда найдется. Везут все и в самых разных количествах: от контрабандного героина до выращенной практически у дома конопли, вес «грузов» варьируется от нескольких граммов до килограммов. Так, сотрудники ЛОВД на станции Аша в пассажирском поезде № 59 Новокузнецк — Кисловодск выявили гражданина 1981 года рождения, у которого при досмотре изъяли 83 грамма гашиша. Наркотик он произвел сам в домашних условиях в городе Кыштовка Новосибирской области, по его словам, для собственного употребления.

По статистике СУВДТ, только в Самаре за последние девять месяцев было зафиксировано 473 факта изъятия наркотических средств, в общем объеме составившем более 160 килограммов.

Если раньше география пунктов отправления была точно известна (Северный Кавказ, Средняя Азия), то теперь маршруты и направления странным образом переплелись (из Санкт-Петербурга в Казахстан, из Москвы на Дальний Восток и т.д.). Нужно еще учитывать и так называемые «сезоны», когда какой-то определенный наркотик перевозится чаще остальных. Конец июля и до середины сентября — время сбыта марихуаны, а вот в ближайшее время оперативники ожидают появления партий уже с опием и героином. Появилось большое скопление так называемых на оперативном жаргоне «ям» — перевалочных пунктов, где концентрируются крупные партии наркотиков, которые потом переправляются к месту сбыта по регионам. Вот здесь в ход и идут все возможные способы транспортировки, направленные на усыпление бдительности работников милиции.

Заместитель начальника криминальной милиции СУВДТ подполковник милиции О.А. Рожнов рассказал, что буквально весной этого года сотрудники управления совместно с РУБОП контролировали перемещение вагона от станции Верхний Баскунчак. В технологических отверстиях рамы в целлофановых муляжах, скрепленных специальной прочной нитью, располагалось 1,8 килограмма героина. Предположительным пунктом назначения был Тольятти. Пробыв какое-то время в Тольятти, вагон вновь вернулся на станцию отправления, где произошло изъятие смертоносного груза и задержание курьера.

Умудряются прятать наркотики как внутри вагонов, так и с внешней их стороны. Так, под колесной парой почтово-багажного поезда № 219 Караганда-Москва был обнаружен целлофановый пакет, содержащий в себе три килограмма гашиша. Курьер за товаром не явился, что стало поводом подозревать проводников, поскольку буквально перед отправлением бригада поменялась. Зачастую проводников используют «в темную», то есть они не подозревают, какие именно «посылочки родственникам» передают. Но именно от бдительности проводников зависит многое: как тщательная проверка вагона до отправления и по всему маршруту следования, так и наблюдение за поведением самих пассажиров. Для примера, в одном из поездов в ходе визуального осмотра было обнаружено 256 граммов героина, который спрятали в туалете за трубами отопления. И это не предел изобретательности курьеров! В октябре 2005 года в ходе осмотра туалета с рабочей стороны вагона пассажирского поезда № 5Ташкент-Москва было обнаружено 250,06 грамма героина.

ПО ОПЕРАТИВНЫМ ДАННЫМ…

Способов борьбы с перевозчиками смертоносного товара много: здесь верой и правдой служат специально обученные собаки, помогает визуальный осмотр, но самые главные свои секреты милиционеры не раскрывают, ведь в этой самой секретности и кроются наиболее действенные методы вычисления наркокурьеров.

Попадаются они по-разному. Так, к примеру, в октябре 2005 года при проведении оперативно-розыскных мероприятий в пассажирском поезде № 328 Харьков — Свердловск был выявлен гражданин 1978 года рождения, инвалид 3-й группы, у которого оперативники обнаружили 10 бумажных пакетов с наркотическим веществом конопля весом 30 граммов. По полученной информации сотрудники ЛОВД на станции Рузаевка при сопровождении пассажирского поезда № 333 Бугульма — Москва задержали гражданина 1979 года рождения, в багаже которого обнаружили пакет с героином весом около пяти граммов, который он приобрел в Ульяновске.

Изобретательность наркодельцов в выборе курьеров не знает границ: женщины прячут контейнер в одежде грудных младенцев, старушки упаковывают груз в шаль, которой повязывают спину и т.д. А также и контейнеры для транспортировки бывают разными: коробки из-под сока, банки с тушенкой и кофе, мини-манекены (такие чаще всего можно увидеть на рынках города). В ход идут все подручные средства. В начале октября этого года на перроне вокзала станции Пенза-3 транспортные милиционеры задержали гражданина, у которого в кармане была обнаружена пачка сигарет «Прима», начиненная марихуаной (будет он теперь «курить» по ст. 228 УК РФ).

Наркотический поток не иссякает. Однако каждый выпад торговцев смертью сотрудники милиции встречают ответным ударом. Но, несмотря на все усилия, территория области, да и всей страны, буквально засыпана смертельным порошком, травкой, переполнена как жадными продавцами наркотиков, так и безвольными покупателями. Цена за такой товар — чья-то жизнь, чья-то покалеченная судьба. До каких пор будет складываться такая ситуация дальше, как часто будут колесить по российским дорогам курьеры смерти? Ответа на этот вопрос пока нет.

Юлия ЕЖОВА

«Куйбышевский железнодорожник», №42(9914) 28 октября 2005

*