Может показаться странным, что один из богатейших городов мира Нью-Йорк намного отстает по количеству кладов от таких знаменитых городов, как Москва, Рим, Мадрид, Париж и других. Отчасти на это повлиял более юный возраст Нью-Йорка. К тому же, когда он был основан, в Европе уже процветала банковская система. Зачем зарывать сокровища в землю, замуровывать в стены домов или прятать на чердаках? И все же находились те, кто оберегал свое добро по старинке. Среди подобных консерваторов было немало пиратов.

Просоленные морем и кровью души тянулись иногда в тихую гавань, где много людей, веселья, выпивки и еды, где красотки умеют ценить блеск золота и драгоценных камней. Морские разбойники Атлантики считали Нью-Йорк счастливой гаванью. В XVIII столетии прибывших сюда тайком пиратов редко раскрывали и арестовывали. В этом городе они прятали сокровища, приобретали земельные участки и недвижимость, делали вклады в банки, закупали провиант и оружие. В тавернах Нью-Йорка джентльмены удачи вербовали моряков и получали нужную информацию обо всем, что творится на просторах Атлантики.

Цвет «уставшего моря»

Считается, что в XVI-XVIII веках половина пиратов заканчивали свою жизнь в морской пучине, в тюрьмах, на виселицах, на необитаемых островах и в сражениях. Но те, кто доживал до старости и не растранжирил свою долю добычи за много лет, порывал с разбойничьим промыслом, оседал на берегу и нередко становился добропорядочным гражданином той или иной страны.

«Заземляемся!» –“ говорили в таких случаях джентльмены удачи. Свое разбойничье прошлое «заземлившиеся», конечно, тщательно скрывали и от окружающих, и от своих потомков.

Во второй половине XVIII века немало бывших пиратов осели в Нью-Йорке. Самые удачливые, ловкие и работоспособные стали почтенными коммерсантами, банкирами, промышленниками. «Заземленные» сразу узнавали друг друга, даже если впервые встретились в Нью-Йорке и никогда не видели друг друга на океанских просторах. Походка, взгляд, жесты, отдельные словечки выдавали в них бывших пиратов. Хотя распознать это могли только бывалые люди.

В самом конце XVIII века бывшие джентльмены удачи организовали в Нью-Йорке свой тайный клуб или общество «Синяя метка». Конечно, туда входили только бывшие пираты. У них были особые поверья, традиции, обряды, которые они чтили и никому не открывали. Некогда бравые, а ныне почтенные, старики избрали своей клубной эмблемой не обычную пиратскую черную метку, а синюю, или, как они говорили, –“ цвета «уставшего моря».

Впрочем, эта синяя метка с традиционными черепом и костями имела и зловещее предназначение. Не всегда бывшие джентльмены удачи оставались благодушными бизнесменами. Отступникам, предателям, раскрывшим их секреты, конкурентам они отправляли роковой знак цвета «уставшего моря».

В Переулке Убийцы

Иногда нью-йоркские «заземлившиеся» джентльмены удачи собирались все вместе по особенному случаю. Посторонние не знали, как часто это происходило. Поговаривали, что такое случалось в ночи лунного затмения.

Бывшие пираты отправлялись на берег океана с игрушечными корабликами. Там они писали записки-пожелания. В них упоминали известных и неизвестных загубленных ими людей и имена погибших товарищей. Игрушечные кораблики с этими записками пускались в воды океана. Наивные головорезы полагали, что этой мистерией они хоть немного очищаются от грехов.

После такой церемонии члены тайного общества «Синяя метка» переодевались в обноски, специально сохраненные со времен «морских забав», и начинали ритуальный обход злачных мест Нью-Йорка.

Они по-хозяйски шествовали к улочке со зловещим названием Переулок Убийцы. Здесь, в заброшенной пивоварне начала XVIII века, находился притон «Золотая пещера». В «Золотой пещере» ветеранов морского разбоя знали все. Хозяин притона лично встречал их и проводил в особую комнату с единственным оконцем. Бывшие пираты называли эту комнату кают-компанией и в свое время самолично оборудовали ее. Якоря, штурвал, весла, пустые бочонки украшали эту обитель джентльменов удачи.

Когда они являлись, хозяин притона вывешивал над окном старое полотнище с черепом и костями. После этого старые пираты с ностальгическим чувством, а порой и со слезами на глазах исполняли собственный гимн.

Старели джентльмены удачи в счастливой гавани Нью-Йорк, но спуску противникам по-прежнему не давали. Во время своих сборищ в «Золотой пещере» они договаривались об очередных сделках, о том, куда вкладывать деньги, и об устранении неугодных людей. Те, кого пираты приговаривали к смерти, как и в давние времена, вначале получали роковую метку. Если приговоренный кидался в полицию, надеясь найти защиту, над ним попросту смеялись.

А через какое-то время осужденного джентльменами удачи находили в Гудзоне «перевернутым поплавком». Так называлась смертная казнь, придуманная старыми пиратами. К ногам жертве они привязывали бревно, а к рукам –“ тяжелый камень. Рассчитывали так, чтобы ноги несчастного благодаря бревну виднелись из воды.

Где искать «Эльдорадо»

Завершив ужин в «Золотой пещере», старые пираты приступали ко второй части «ночи затмения луны». Переодевшись в приличную одежду, они мчались в каретах в один из самых дорогих нью-йоркских ресторанов того времени –“ «Грязная нора». Вот тут-то старички-разбойнички затевали «игры для души».

–“ Народ мечтает о кладах –“ будут им сокрытые сокровища! –“ Примерно так рассуждали бывшие пираты.

Но джентльмены удачи не собирались просто так раздаривать добро. Они придумывали, как они сами называли, «потехи с кладами». Драгоценности, добытые в свое время на морских просторах, члены братства «Синяя метка» в течение многих лет прятали в разных уголках Нью-Йорка. Подземелье, стена дома, дупло дерева –“ всюду отыскивались потайные места для золотых изделий и драгоценных камней.

Но хорошо спрятать сокровище –“ это только начало. Важнее было придумать легенду о сокрытых драгоценностях и нарисовать мудреную карту-головоломку. Да такую, чтобы люди сразу отправлялись на поиски, а потом сходили с ума от неудачи.

Члены «Синей метки» со временем написали целую рукописную книгу под названием «Эльдорадо». В ней сообщались сведения обо всех сокровищах, спрятанных ими в Нью-Йорке, и находились зашифрованные подсказки кладоискателям. Старые пираты тщательно оберегали оригинал этой книги. Но один раз в год они создавали фальшивые «Эльдорадо», где все подсказки были неверными. Джентльмены удачи разыгрывали целую систему приключений, чтобы лже-«Эльдорадо» как бы случайно попало в руки известного жителя Нью-Йорка или в редакцию газеты.

Так начиналась городская сенсация, нередко заканчивающаяся плачевно для легковерных кладоискателей. Не отыскав сокровищ, люди частенько сходили с ума, кончали с собой, убивали конкурентов. А старые пираты, наблюдая за этими событиями, веселились от души.

Тайна портфеля Эдгара По

Неизвестно, как попал молодой человек –“ будущий знаменитый писатель Эдгар По –“ в компанию веселых старичков из «Синей метки». Но знатоки нью-йоркских тайн утверждают, что этот юноша чем-то приглянулся джентльменам удачи, и они показали начинающему литератору настоящую книгу «Эльдорадо». Из нее Эдгар По якобы почерпнул сюжет для своего известного рассказа «Золотой жук».

Литературоведы отмечали, что романтик Эдгар всю сознательную жизнь искал «свое Эльдорадо».

Он на коне,

В стальной броне;

В лучах и в тенях Ада,

Песнь на устах,

В днях и годах

Искал он Эльдорадо…

Так писал Эдгар По в своем стихотворении. У знатоков тайн Нью-Йорка есть версия, что в этих строках поэт не только называл легендарную страну, но и намекал на загадочную рукописную книгу пиратов «Эльдорадо».

3 октября 1849 года Эдгара подобрали на уличной скамейке в бессознательном состоянии. А через четыре дня он умер. Спустя неделю нью-йоркский репортер поведал читателям, что в последнее время перед смертью Эдгар По не расставался с потрепанным портфелем, где хранил неопубликованные записки, стихи, рассказы. Возможно, там же находилась рукописная книга пиратов «Эльдорадо». Когда Эдгара По доставили в балтиморский госпиталь, портфеля при нем не было.

Один его почитатель из Нью-Йорка объявил, что готов заплатить немалые деньги за пропавший портфель писателя. По-видимому, никто не откликнулся на это предложение. Так и осталось неизвестным, что находилось в исчезнувшем портфеле Эдгара По.

А вот о пиратской рукописной книге «Эльдорадо» в семидесятых годах прошлого века появились слухи, будто хранится она в тайной коллекции одного нью-йоркского богача.

Ведущий рубрики —” писатель и путешественник Вадим Бурлак

НОМЕР ОТ: 28 ОКТЯБРЯ, 2005 ГОДА

"Трибуна"

***