Для символа российского автопрома — Волжского автомобильного завода — заканчивается эпоха. Вчера стало известно о том, что председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников подал прошение об отставке в связи с уходом на пенсию по возрасту.

В информационном сообщении пресс-службы компании говорится, что на прошедшем вчера заседании совет директоров рассмотрел заявление г-на Каданникова и принял решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров «АвтоВАЗа» 22 декабря. В повестке собрания будет вопрос об избрании нового совета директоров.

В компетенцию совета директоров не входит снимать или назначать председателя, поэтому вопрос выносится на обсуждение акционеров.

Просьба г-на Каданникова стала неожиданностью для отрасли, хотя молва отправляла его в отставку не раз. Рынок отреагировал на сообщение о его заявлении повышением акций компании: к закрытию дня обыкновенные акции АвтоВАЗа на ММВБ выросли на 10,64%, до 738 руб., а привилегированные — на 12,22%, до 624 руб. Многие инвесторы связывали неудачи завода последних лет с именем его руководителя и теперь ожидают улучшения в управлении компанией с приходом нового руководителя.

Каданников, действительно, был целой эпохой для «АвтоВАЗа». Начав свою трудовую биографию на ГАЗе, он переехал в Тольятти в 1967 году. За десять лет прошел путь от заместителя начальника цеха крупной штамповки до директора прессового производства. В 1969—1971 гг. руководил технической делегацией ВАЗа на туринском заводе Fiat, где перенимал опыт и технологии итальянского партнера. В 1976—1986 гг. Каданников — заместитель генерального директора по производству, а затем первый заместитель гендиректора объединения «АвтоВАЗ» и директор научно-технического центра.

Перестройка и реформы 90-х сделали Каданникова символом «АвтоВАЗа». В 1988 году на конференции трудового коллектива он был избран генеральным директором «Волжского объединения по производству легковых автомобилей». Пост председателя совета директоров он впервые занял в 1993 году, а с 1994 по 1996 годы являлся гендиректором — президентом компании. При нем «АвтоВАЗ» был акционирован. В 1996 году г-н Каданников был назначен первым зампредом правительства России, но уже в ноябре того же года вернулся на «АвтоВАЗ», где вновь был избран председателем совета директоров, обязанности которого исполнял до настоящего времени.

Аналитики недоумевают, что могло стать непосредственной причиной решения г-на Каданникова уйти в отставку: «это шаг неожиданный», говорит аналитик «Атона» Алексей Языков, с ним соглашаются и другие эксперты. Источник на «АвтоВАЗе» говорит, что и в самой компании отставка вызвала недоумение.

Аналитики уверены, что любые прогнозы относительно будущего «АвтоВАЗа» и размышления о причине отставки г-на Каданникова будут выглядеть спекуляцией: говорить о перспективах развития компании можно будет только после того, когда станет ясно, кто придет на его место. Пока на «АвтоВАЗе» не называют кандидатов на должность председателя. «И нормально, что не говорят, — утверждает аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина. — Еще рано это делать. Есть время до собрания, у руководства будет возможность определиться с кандидатурой».

Аналитики предполагают, что, возможно, Каданников решил отойти от дел действительно по состоянию здоровья (сейчас ему 64 года) и отдохнуть, но не исключают и того, что этот шаг был предпринят в связи с возникшими противоречиями в руководстве «АвтоВАЗа» относительно перспективы развития компании.

Все сходятся в одном: Каданников «мог бы удовлетворить любую власть — и прежнюю, и нынешнюю, и будущую». И еще в том, что государство не позволит никому поглотить «АвтоВАЗ» и будет поддерживать предприятие под лозунгом «У России есть собственный автопром».

Но, как считает, например, г-н Языков, переводить «АвтоВАЗ» полностью на сборочное производство сейчас невыгодно. Предприятие, обладающее колоссальными производственными мощностями, и без того недозагруженными, едва ли сможет, реализуя в России сборные модели зарубежных компаний, получать выручку в том же объеме, что теперь, когда реализация его автомобилей составляет больше половины всех продаваемых в России машин.

А г-жа Ложкина полагает, что если на завод придет новый руководитель, то «направление бизнеса компании может и измениться». «Есть надежда, что деятельность компании станет более прозрачной, могут произойти изменения в области корпоративного управления», — отметила она. «Скорее всего, им (новым председателем совета. — Ред.) будет человек с «АвтоВАЗа», — считает источник в компании. Не исключено, что это будет новый человек в совете директоров, который займет место г-на Каданникова и в самом совете, и на посту его председателя.

Анна ЛАНДЕР

Время новостей

N°201

28 октября 2005

Время новостей

***