Агитационная кампания претендента на главный пост страны Ивана Рыбкина грозит закончиться, так толком и не начавшись. Ранее Центризбирком уже запретил оппозиционному кандидату, который пока находится в Лондоне, участвовать в дебатах с соперниками посредством телемостов. Теперь основные каналы: Первый, «Россия», ТВЦ и НТВ – отказываются ставить в эфир предвыборные ролики бывшего главы Совбеза.

Федеральные телеканалы отказались размещать ролики Ивана Рыбкина

Между тем сюжеты, подготовленные штабом Рыбкина, судя по сценарию, весьма самобытны и резко отличаются от всего того, что показывают избирателям другие кандидаты. Дело в том, что претендент на главное кресло страны решил воспользоваться своим правом (ст. 49 Закона «О выборах Президента РФ») агитировать публику голосовать не «за», а «против». Против кандидата Владимира Путина. Как рассказал «НГ» Иван Рыбкин, блок роликов, объединенных общим названием «4 года из жизни России», представляет собой «нарезку» из кадров различных телесюжетов, повествующих о событиях последнего четырехлетия. Своеобразная хроника обильно сдобрена фразами действующего президента, «выдернутыми» из его выступлений. Даже снять эти ролики, по словам оппозиционного кандидата, было непростым делом: взяться за работу и довести ее до конца рискнула лишь четвертая из тех компаний, к которым обращались «штабисты» Рыбкина. А вот поставить в эфир «провокационные» сюжеты пока не захотел никто.

Как объяснила главный координатор избирательной кампании кандидата Ксения Пономарева, ни один из каналов «не прислал жесткого отказа» вставить ролики в сетку.

Пока в письмах, сыплющихся в штаб Рыбкина, телекомпании выдвигают требования, после выполнения которых, они вроде бы согласятся «крутить» агитсюжеты. Главное, чего хотят телевизионщики, – письменное разрешение Владимира Путина «на использование его образа». Между тем, по словам Пономаревой, «п. 7 ст. 49 Закона «О выборах Президента РФ» гласит, что если высказывание было сделано публично и опубликовано в СМИ, согласие лица не требуется. Юрист Олег Каюнов, бывший в 1993–1999 гг. членом рабочей группы по разработке избирательного законодательства, уточнил «НГ», что данная норма относится к положительным высказываниям в адрес кандидата, цитирование других фраз вообще не регламентируется. Каюнов добавил также: «В статье 49 сказано: в период проведения предвыборной кампании предвыборной агитацией признаются призывы голосовать «за» или «против» кандидата».

Кроме разрешения действующего президента на «использование его образа» телеканалы, по словам Ксении Пономаревой, требуют, чтобы «штабисты» подтвердили свое право на работу с хроникой. Но как объяснил Олег Каюнов: «Статья 8 закона об авторском праве и смежных правах гласит: не являются объектом авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер». Телевизионщики хорошо знают нормы избирательного права, что хорошо видно из из писем, присланных в штаб Ивана Рыбкина. Посему «штабисты» однозначно расценивают поведение каналов как попытку провалить агитационную кампанию Ивана Рыбкина. «Они просто тянут резину», – говорит главный координатор избирательной кампании оппозиционного кандидата. Сам Рыбкин высказывается еще жестче: «Свирепствует холуяж руководителей каналов, в подобострастии застрявших и никак из этого подобострастия вылезти не могущих».

Представители телеканалов отрицают антирыбкинскую направленность в своей деятельности, но, что самое любопытное, выдвигают различные причины для обоснования своего отказа.

Заместитель председателя ВГТРК Андрей Быстрицкий назвал основной причиной нарушение закона об авторских правах, в частности – использование без соответствующего разрешения кадров различных телекомпаний. «Все кандидаты нам предоставляют документы на этот счет». По его словам, после рекомендаций телевизионщиков ряд кандидатов по тем или иным причинам внесли изменения в свои ролики. «Поскольку нас за все мучают и пишут на нас жалобы, мы скрупулезно соблюдаем закон».

Более четко это проартикулировано Первым каналом, чей представитель, цитируя статью закона о выборах – о том, что «использование изображений физических лиц в рекламных роликах не может быть осуществлено без их письменного согласия», выдвинул штабу Рыбкина требование предоставить визу Владимира Путина.

Руководитель пресс-службы НТВ Ирина Ган сообщила «НГ», что юристы телекомпании посчитали предоставленные штабом Рыбкина агитматериалы противоречащими закону о выборах, «который запрещает давать неблагоприятные сведения о другом кандидате. А кроме того, в роликах содержатся сведения, порочащие честь и достоинство другого кандидата».

Резче других выразился президент ТВЦ Олег Попцов, отметивший, что был поражен увиденным. «Ролик сделан по принципу: дерево упало, человека придавило, «вы этого хотите?». По его мнению, задача роликов – не облить грязью своего оппонента, а показать выигрышность своей программы. Вместе с тем Олег Попцов отверг подозрения в ангажированности канала. «Если бы такой ролик был построен в антихакамадовских или антихаритоновских тонах – я бы также сказал, что это абсолютно неприемлемо, поскольку нарушает все нормы закона о выборах».

Впрочем, даже если увидеть агитшедевры, придуманные штабом претендента на главный пост страны, избирателям не удастся, они смогут пообщаться с Иваном Рыбкиным лично. Кандидат от оппозиции собирается вернуться в Москву и совершить предвыборное турне по российским городам и весям. «Вам по секрету скажу, что я только один раз пропустил день рождения мамы: когда служил в армии. Так что в середине следующей недели я вернусь и обязательно поеду по регионам», – поведал «НГ» Рыбкин.

Ирина Романчева, Сергей Варшавчик

№41(3156)1 марта 2004 г.

Независимая Газета

Независимая Газета

*