В ОАО «АВТОВАЗ» состоялось очередное заседание научно-технического совета, посвященное состоянию и перспективам развития на предприятии средств неразрушающего контроля. В заседании приняли участие более шестидесяти специалистов из различных подразделений автозавода и предприятий-изготовителей оборудования по неразрушающим видам контроля из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Самары. В выступлениях говорилось о видах применяемого оборудования, методах, выполняемых задачах и перспективах развития в области неразрушающего контроля. Председательствующий на совете начальник управления лабораторно-испытательных работ ОАО «АВТОВАЗ» В.Г.Азизбекян подчеркнул, что изготовление средств неразрушающего контроля на базе компьютерной техники и современного программного обеспечения открыло новый этап их внедрения в производство.

Внедрение методов и средств неразрушающего контроля на Волжском автозаводе началось еще по проекту «ФИАТ-ВАЗ». Сегодня в основных производствах ОАО «АВТОВАЗ» эксплуатируется более 230 единиц оборудования неразрушающего контроля, с помощью которых контролируется качество отливок, поковок, сварных соединений, толщины лакокрасочных покрытий и другой продукции. В основных производствах АВТОВАЗа применяются рентгеновский, ультразвуковой, электромагнитный, магнитный и капиллярный методы неразрушающего контроля. За последние годы здесь, впервые в России, внедрены оборудование и технологии: рентгенотелевизионного контроля алюминиевого литья, вихретокового контроля толщины слоя упрочнения деталей, ультразвукового контроля качества сварных точек кузова автомобилей SHEVROLET NIVA. Для контроля качества поковок и деталей, влияющих на безопасность автомобилей, используются 40 магнитопорошковых дефектоскопов. Организована группа специалистов-метрологов для поверки и аттестации всех средств неразрушающего контроля в ОАО «АВТОВАЗ».

Стопроцентный неразрушающий контроль получает все более широкое распространение на отдельных этапах производства. Внедрение технологии ультразвукового неразрушающего метода контроля качества точечной сварки кузова позволяет не только увеличить производительность и эффективность самого контроля, но и снизить затраты. Только за несколько месяцев работы двух приборов ультразвукового контроля фирмы KRAUTKRAMER (Германия) на сварке кузовов автомобиля SHEVROLET NIVA был получен экономический эффект в 17 млн. рублей.

Научно-технический совет принял решение, в котором отметил, что применяемые в ОАО «АВТОВАЗ» виды и технологии неразрушающего контроля на сегодняшний день соответствуют мировому уровню. Был принят еще ряд предложений, направленных на внедрение прогрессивных средств неразрушающего контроля в основную технологию производства автомобилей LADA для дальнейшего повышения качества продукции и снижения затрат.

"АВТОВАЗ"

*