У «Моторостроителя» отобрали товарный знак
Арбитражный суд Самарской области удовлетворил апелляционную жалобу Николая Кузнецова, инженера СНТК имени Н.Д. Кузнецова, признав за ним преимущественное авторское право на использование товарного знака «НК». Этим же решением арбитраж запретил самарскому ОАО «Моторостроитель» использовать знак «НК» в качестве фирменного наименования своих двигателей. Юристы «Моторостроителя» намерены обжаловать этот судебный вердикт. На заводе не исключают, что разбирательство может быть связано с напряженными отношениями «Моторостроителя» и СНТК имени Н.Д. Кузнецова, сложившимися из-за нежелания гендиректора предприятия Игоря Шитарева входить в состав холдинга «Двигатели НК» на базе СНТК.
Гендиректор «Моторостроителя» Игорь Шитарев не заплатит инженеру СНТК ни рубля
Фото: СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ |
В 2001 году Николай Кузнецов (сын экс-главного конструктора СНТК имени Н.Д. Кузнецова, в честь которого названо предприятие – „Ъ“) подал иск к самарскому «Моторостроителю» о признании за ним исключительных прав на использование аббревиатуры НК. После серии судебных исков, каждый из которых заканчивался проигрышем Николая Кузнецова, 25 октября самарский арбитражный суд встал на сторону истца. Фактически это означает, что после вступления решения в законную силу Николай Кузнецов-младший может потребовать от предприятий, выпускающих двигатели серии НК, отказаться от фирменного наименования своей продукции или же платить ему за право использования принадлежащей ему торговой марки. В числе возможных ответчиков могут оказаться, в частности, ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» и СНТК имени Н.Д. Кузнецова, на котором истец работает инженером.
Как рассказала „Ъ“ юрист «Моторостроителя» Ирина Дмитриева, представляющая интересы предприятия в суде, Николай Кузнецов изначально «требовал от завода заключения с ним лицензионного соглашения и отчисления 10% годовой прибыли за право использовать название «НК». Однако, по ее словам, каких-либо правовых обоснований это требование не имеет, поскольку «Моторостроитель» «никогда не использовал торговую марку, зарегистрированную Николаем Кузнецовым на свое имя». «Мы обладаем собственным товарным знаком, соответствующим образом оформленным в Роспатенте, а истец требует убрать из нее буквы НК, символизирующие имя его отца», — пояснила „Ъ“ госпожа Дмитриева, заметив, что это требование «довольно абсурдно, и мы обязательно будем оспаривать его в суде вышестоящей инстанции». Представитель завода заявил „Ъ“, что «гендиректор предприятия Игорь Шитарев настроен не отдавать Кузнецову ни рубля». Вопрос возможного ребрэндинга и финансовых расходов на смену торговой марки, по словам госпожи Дмитриевой, на «Моторостроителе» «даже не обсуждается».
В разговоре с корреспондентом „Ъ“ Николай Кузнецов-младший рассказал, что единственным предприятием, выпускающим двигатели серии НК, к которому у него есть претензии, является ОАО «Моторостроитель». «Казанский завод находится далеко, и он мне не мешает, а с руководством СНТК мы на днях подпишем лицензионное соглашение об использовании принадлежащего мне торгового знака», — пояснил он „Ъ“, впрочем, отказавшись разглашать сумму сделки. По словам Николая Кузнецова, больше всего в сложившейся ситуации он возмущен как раз принципиальной позицией Игоря Шитарева, отказавшегося подписывать с ним подобный документ. «Мне не нравятся его деловые качества, это неправильно – не платить за интеллектуальную собственность», — пояснил истец.
Отметим, что судебные разбирательства Николая Кузнецова с «Моторостроителем» проходят на фоне конфликта предприятия с СНТК, случившегося из-за нежелания Игоря Шитарева входить в состав холдинга «Двигатели НК». Идею создания единого холдинга во главе с СНТК, занимающихся выпуском авиационных и космических двигателей, в российском правительстве отстаивает губернатор области Константин Титов. Однако, по информации „Ъ“, господин Шитарев склонен видеть «Моторостроитель» в составе корпорации «Российские ракетные двигатели» или же в вертикально-интегрированном холдинге «ЦСКБ-Прогресс». Собеседник „Ъ“ на «Моторостроителе» отметил, что «наш завод является единственным производителем двигателей НК, к которому Кузнецов-младший предъявил претензии. Я думаю, что за его спиной стоит кто-то рангом выше. И связаны эти судебные разбирательства с нашими непростыми отношениями с СНТК». Сам Николай Кузнецов полностью опроверг эту версию, заявив, что в своих исках он руководствуется «исключительно неприятием позиции Игоря Шитарева».
МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ
Кто выпускает двигатели «Николая Кузнецова»
СНТК имени Н.Д. Кузнецова занимается разработкой и производством авиационных и ракетных двигателей и является одним из головных предприятий авиакосмического комплекса России. В советские времена разработки СНТК успешно внедрялись на многих предприятиях, работавших на нужды военно-промышленного комплекса. После войны главный конструктор предприятия Николай Кузнецов разработал и внедрил в производство серию авиационных и ракетных двигателей, получивших в 1955 году постановлением Совмина СССР в честь своего создателя общее название «НК». К производству двигателей серии НК Госплан СССР подключил самарский «Моторостроитель» , а также Казанское моторостроительное производственное объединение. С началом экономических реформ эти предприятия акционировались и сейчас, хотя и являются самостоятельными юридическими лицами, входят в государственный авиакосмический комплекс России (в уставном капитале каждого из них имеется пакет акций, находящийся в госсобственности). «Моторостроитель» выпускает шесть наименований двигателей НК, Казанское моторостроительное производственное объединение – четыре, СНТК имени Н.Д. Кузнецова – более десяти модификаций.
САМАРА №203 от 27.10.2005, ЧТ
***