Бывшие летчики строят авиазавод
Компания “АэроВолга” начала строить в Самарской области завод по производству восьмиместного универсального самолета ЛА-8 собственной разработки. Аналитики говорят, что рынок малой авиации в России практически отсутствует и продавать его придется только за рубежом.
Компания “АэроВолга” основана в 2002 г. для реализации проекта ЛА-8. Учредители – три физических лица, соавторы патента на самолет. ЛА-8 – восьмиместный двухмоторный самолет, способен взлетать и садиться на земную и водную поверхность. Первый полет совершил в 2004 г. Дальность полета – 1200 км, взлетная масса – 2,3 т, коммерческая нагрузка – до 739 кг, крейсерская скорость – 220 км в час. |
О том, что “АэроВолга” приступила к строительству в Красноярском районе Самарской области завода по производству ЛА-8, “Ведомостям” сообщил совладелец и председатель совета директоров компании Сергей Алафинов. Участок площадью 5,8 га взят в аренду с правом выкупа. Общая стоимость проекта по организации серийного производства самолета — около 300 млн руб. Треть суммы уйдет на строительство производственной базы. Финансировать проект планируется на заемные средства, сказал Алафинов, отказавшись сообщить подробности. При выходе на запланированный выпуск 15 машин в год вложения окупятся за три года, полагает он. Компания сейчас рассматривает несколько предложений от инвесторов разных стран об организации совместных предприятий по выпуску ЛА-8.
“АэроВолга” создана разработчиками универсального самолета-амфибии ЛА-8, рассказал Алафинов. Бывшие военные летчики Матвей Щелочков и Владимир Шиш начинали работу над проектом как авиалюбители, а в партнерстве с Алафиновым создали предприятие для серийного производства самолета. По мнению создателей ЛА-8, его главными достоинствами являются универсальность (посадка на воду и на грунт), грузоподъемность (до 739 кг) и экономичность (расход топлива — около 70 л в час). Щелочков считает, что самолет-амфибия будет востребован там, где есть водоемы и нет аэродромов, — сейчас в таких местностях используют вертолеты, но, например, Ми-2 при сходной грузоподъемности расходует в час 235 кг топлива.
“АэроВолга” уже имеет заказы на три самолета. По словам Щелочкова, один улетит на Байкал уже в 2005 г., еще два заложены для покупателя из Черногории. Заказов могло быть и больше, говорит он, но пока компания вынуждена отказывать желающим: самолеты сейчас делаются на арендованных площадях на территории “Авиакора”. Алафинов видит рынок для ЛА-8 не только за рубежом, но и в России — по его словам, на МАКСе-2005 самолетом заинтересовался министр по ЧС Сергей Шойгу. Единственным конкурентом ЛА-8 Алафинов считает шестиместный самолет-амфибию Бе-103 разработки КБ им. Бериева, серийно выпускаемый Комсомольским-на Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО) компании “Сухой”. Но цена ЛА-8, по словам Алафинова, составит около $660 000, а Бе-103 на КнААПО предлагают по $1 млн.
Однако главный конструктор проекта Бе-103 комсомольского завода Павел Полищук говорит, что нельзя сравнивать единичный самолет и серийную машину: например, Бе-103 в процессе сертификации потяжелел на 150 кг, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям.
В “АэроВолге” признают, что сертификация типа самолета — долгий и дорогостоящий процесс: его планируют завершить не ранее конца 2007 г., а стоимость сертификации, по оценке Алафинова, может составить от 30 млн до 60 млн руб. До тех пор компания будет производить и продавать самолеты, сертифицированные как экземпляры.
Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак говорит, что рынок легкой авиации очень сложный: российское законодательство, по сути, не позволяет покупателю таких машин коммерчески использовать их. В России этого рынка сегодня нет, считает он, и потому производителям ЛА-8 придется делать ставку на экспорт.
Александр Комраков
Ведомости – Самара
27.10.2005, №202 (1483)
*