Многие эксперты, комментируя причины неожиданной отставки кабинета министров, предположили – это неординарное событие должно отвлечь внимание избирателей от призывов бойкотировать голосование. Однако не только…

На прошлой неделе Всемирный банк опубликовал «Доклад об экономике России», выводы которого оказались весьма неутешительными. Как заявил, комментируя результаты исследования, главный экономист российского представительства ВБ Кристоф Рюль, экономические реформы в стране практически остановлены, а зависимость экономики от мировых цен на нефть высока как никогда.

За всю новейшую историю России экономике ни разу не удалось вырасти более чем на 5%, если одновременно не увеличивались цены на нефть, которые уже очень давно находятся на высоком уровне и в ближайшее время должны пойти вниз. Из 7,2% экономического роста в прошлом году 3,2% пришлось на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, из-за чего экономический рост в наступившем году вряд ли составит более 5%, считает Рюль.

В этой связи поставленную президентом В.Путиным цель удвоения ВВП «трудно воспринимать всерьез, так как даже по чисто арифметическим показателям шансы почти нулевые». Кроме того, официальная статистика серьезно искажает и приукрашивает реальную картину дел, что, в том числе, происходит из-за несовершенного российского законодательства, в первую очередь, налогового.

У данного заявления, которые процитировали многие российские агентства, очевидно есть два аспекта – политический и экономический. Некоторые наблюдатели в этой связи отмечают, что критический доклад ВБ полностью противоречит комплиментарным высказываниям главы ВБ Джеймса Вулфенсона в ходе его последней встречи с президентом В.Путиным. Около месяца назад он заявлял, что «экономически Россия сейчас имеет достаточно много успехов и по-прежнему пользуется возможностями быстрого экономического роста», что было расценено экспертами как жест политической поддержки Всемирным банком российского президента. Теперь же тон комментариев официального представителя ВБ был совершенно другим. Почему?

За месяц экономическое положение России изменилось не сильно, зато существенно изменился политический ландшафт в стране – избирательная кампания вступила в решающую фазу, продемонстрировав своим гражданам и мировому сообществу целый букет нарушений демократических процедур, избирательного законодательства, моральных норм. Обращают на это внимание западные институты? Безусловно. Выпущенный несколькими днями позже доклада Всемирного банка об экономике России доклад Государственного департамента США о положении с правами человека в мире, где Россия подвергается жесткой критике по целому ряду показателей, это доказывает.

Что же касается утверждения о том, что российская официальная статистика в большой степени недостоверна, то дело, очевидно, не только в несовершенстве налогового законодательства, из-за которого многие российские компании уходят от налогообложения.

Судя по цифрам Госкомстата о динамике численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за два предыдущих года, количество россиян, находящихся за чертой прожиточного минимума, то есть по настоящему бедных, от квартала к кварталу колеблется в весьма значимых и совершенно невероятных интервалах, составляя то на 7 млн. человек больше, то на 4 млн. человек меньше. Как можно доверять таким показателям? И как, в связи с этим, можно рассчитывать пособия малоимущим, всевозможные льготы, уровень дифференциации?

Согласно представленным данным, бедных в России по итогам четвертого квартала прошлого года было на 10 млн. меньше, чем в 1 кв. 2003 года, но на 5 млн. меньше, чем в 4 кв. 2002 года. В том, что механизм подсчета и формулировки неверны, сомнений нет, однако такая практика продолжается многие годы, и никто ничего менять не собирается. Отсюда совершенно разные представления о количестве бедных в России и вызывающие сомнения заявления официальных лиц о том, что денежные доходы населения постоянно растут.

Однако можно ли удовлетвориться тем, что соотношение среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума равно сегодня в стране 107,8%; минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, с учетом доплаты, к прожиточному минимуму – 25,6%; ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте до 16 лет – 3,3%; минимального размера стипендии студентам государственных, муниципальных ВУЗов – 17,7%? Чьи доходы растут?

Вероятно, придется затихнуть победным реляциям и по поводу феноменального сокращения роста задолженности по заработной плате, которым по итогам 2003 года не похвастался только очень ленивый член правительства. Хотя сегодня внимание граждан искусно отвлечено на новый PR-проект – отставку правительства за три недели до выборов, так что до анализа неблагоприятных социально-экономических факторов могут и руки не дойти.

На 1 февраля суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых отраслей составила 27195 млн. рублей, что больше на 11,3%, чем на 1 января 2004г. (!). По данным все того же Госкомстата (надеемся, относительно точным), просроченная задолженность по заработной плате на 1 февраля 2004 г. характеризуется следующими данными:

— задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 2730 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 470 млн. рублей (20,8%), в том числе: в производственных отраслях — 541 млн. рублей (увеличение на 117 млн. рублей, или на 27,7%); — в отраслях социальной сферы — 1741 млн. рублей (увеличение на 194 млн. рублей, или на 12,6%); — в других отраслях — 448 млн. рублей (увеличение на 159 млн. рублей, или на 54,7%);

— задолженность из-за отсутствия собственных средств у организаций составила 24465 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 2295 млн. рублей (на 10,4%), в том числе: в производственных отраслях — 21522 млн. рублей (увеличение на 1737 млн. рублей, или на 8,8%); в отраслях социальной сферы — 2509 млн. рублей (увеличение на 453 млн. рублей, или на 22,0%); в других отраслях — 434 млн. рублей (увеличение на 105 млн. рублей, или на 32,3%);

— суммарная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней и отсутствия собственных средств у организаций составила 27195 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 2765 млн. рублей (на 11,3%), в том числе: в производственных отраслях — 22063 млн. рублей (увеличение на 1854 млн. рублей, или на 9,2%); в отраслях социальной сферы — 4250 млн. рублей (увеличение на 647 млн. рублей, или на 18,0%); в других отраслях — 882 млн. рублей (увеличение на 264 млн. рублей, или на 42,8%).

Задолженность из-за недофинансирования из федерального бюджета составила 360 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 79 млн. рублей (28,4%), в том числе: в производственных отраслях — 169 млн. рублей (увеличение на 12 млн. рублей, или на 8,4%); в отраслях социальной сферы — 10 млн. рублей (увеличение на 2 млн. рублей, или на 27,1%); в других отраслях — 181 млн. рублей (увеличение на 65 млн. рублей, или на 55,6%).

В отраслях социальной сферы просроченная задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из федерального бюджета увеличилась в 15 регионах. Отсутствовала на 1 февраля 2004 г. просроченная задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из федерального бюджета в отраслях социальной сферы в 59 регионах, в 4 регионах задолженность составляла от 5 до 40 тыс. рублей, снизившись или сохраняясь на уровне 1 января 2004 г., а в Удмуртской Республике, Псковской, Нижегородской, Амурской областях она составляла от 0,1 млн. до 0,5 млн. рублей.

Из общего объема просроченной задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета в отрасли «наука и научное обслуживание» 90% приходилось на организации Москвы (48,5 млн. рублей), Санкт-Петербурга (44,5 млн. рублей), Воронежской области (37,8 млн. рублей), Свердловской области (17,4 млн. рублей), Московской области (9,9 млн. рублей), Ленинградской области (5,3 млн. рублей).

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составила 2370 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 391 млн. рублей (19,7%), в том числе: в производственных отраслях — 372 млн. рублей (увеличение на 105 млн. рублей, или на 39,1%); в отраслях социальной сферы — 1731 млн. рублей (увеличение на 192 млн. рублей, или на 12,5%); в других отраслях — 267 млн. рублей (увеличение на 94 млн. рублей, или на 54,2%).

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в отраслях социальной сферы увеличилась в 44 субъектах Российской Федерации. Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в отраслях социальной сферы имеют Удмуртская Республика, Камчатская, Амурская, Волгоградская, Тульская области — от 97 млн. до 123 млн. рублей.

Отсутствовала на 1 февраля 2004 г. просроченная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в отраслях социальной сферы в Москве, Санкт-Петербурге, Чувашской Республике, республиках Ингушетия, Калмыкия, Башкортостан, Татарстан, Белгородской, Рязанской, Ростовской, Пензенской областях, Еврейской автономной области, Ненецком, Ханты-Мансийском — Югра, Таймырском (Долгано-Ненецком), Агинском Бурятском, Чукотском автономных округах; снизилась — по сравнению с 1 января 2004 г. в 21 субъекте Российской Федерации. Наибольшее снижение — в 1,5-2,7 раза — отмечено в организациях Республики Саха (Якутия), Ивановской, Курской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа.

А что народ? Народ начинает бастовать, хотя это едва заметно на фоне разгоревшихся вокруг отставки правительства страстей и нагнетаемой обстановки вокруг самих выборов.

Вот примеры нескольких последних дней.

26 февраля калининградские авиадиспетчеры начали акцию протеста с требованием погашения задолженности по зарплате. Они требуют незамедлительного погашения долга, который накопился еще с февраля 2003 года и составляет в среднем по 40 тыс. рублей на каждого. Кроме того, они считают нарушением трудового законодательства 12-часовую длительность работы смен, которая не должна превышать 8 часов, и требуют оплаты сверхурочного времени. Участники акции не намерены покидать территорию аэропорта «Храброво», не выходя при этом на смену, вплоть до удовлетворения их требований. Аэропорт пока работает в обычном режиме.

К калининградским авиадиспетчерам присоединились иркутские. Приостановить работу обещают сотрудники наземных служб Иркутска, Братска, Нижнеудинска и Киренска. Поводом послужили попытки выселить исполнительный комитет федерации профсоюзов авиадиспетчеров из занимаемого им здания, а также требование проиндексировать зарплату и установить повышенные пенсии. Сейчас исполнительный комитет профсоюзов авиадиспетчеров обсуждает готовность к акции протеста и дату ее проведения. Забастовка состоится, если Минтранс России не выполнит требования. При этом необходимый минимум работ диспетчеры обещают выполнять.

    Иркутским лифтерам начали выдавать зарплату за декабрь только после того, как работники акционерного общества «Байкаллифт», которым три месяца не платят деньги, объявили забастовку. На январскую зарплату средств у предприятия нет. Лифтеры микрорайонов Байкальский и Солнечный приостановили работу вечером 24 февраля, предупредив жильцов многоэтажек за несколько дней.

Из-за долгов по зарплате на несколько месяцев решили прекратить работу коммунальщики Первоуральска. Однако им не дали провести забастовку. Стихийная акция протеста продолжалась 25 февраля менее часа. Дворников, угрожая арестом за нарушение общественного порядка, милиция заставила прекратить выступление и приступить к работе.

25 февраля не вышли на работу бастующие медики центральной районной больницы Сысерти. Сотрудники поликлиники объявили забастовку после того, как переговоры о выплате задолженности по зарплате с администрацией города и представителями министерства здравоохранения Свердловской области ни к чему не привели. Сейчас долг перед медиками Сысерти составляет более 2 миллионов рублей. Медицинские работники до сих пор не могут получить зарплату за июнь-июль 2003 года. После переговоров забастовка была приостановлена на неделю, однако если заработная плата за лето 2003 года не будет перечислена в медицинское учреждение до 1 марта, медики вновь объявят забастовку.

Почти неделю бастовали работники Северо-Каспийского морского пароходства (СКМП). Лавная причина – невыплата зарплаты. 19 февраля представители береговых подразделений пароходства встречались с астраханским губернатором А. Гужвиным. По словам председателя забасткома СКМП И. Горячки, во время встречи была достигнута договоренность о том, что основные требования бастующих будут удовлетворены до 1 марта. Именно на этот день запланировано массовое шествие работников СКМП из Трусовского района в центр Астрахани, к зданию областной администрации.

26 февраля массовый митинг протеста прошел у заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ». Организатор митинга – независимый профсоюз «Единство». Основное требование– повышение зарплаты работников ВАЗа.

В Ульяновской области за два месяца этого года от голода погибло 150 тыс. кур из-за того, что с прошлого года птиц совсем не кормили. Работники чердаклинской птицефабрики «Ульяновская» в случившемся обвинили руководство «Ульяновскптицепрома», которые не заготовили для кур нужное количество кормов. Однако оно уверяет, что кормов для кур было достаточно, а умерли они, потому что кормить их было некому. С начала этого года работники птицефабрики бастовали. Причина забастовки — невыплата заработной платы. Птицефабрика задолжала своим сотрудникам более 8 млн. руб.

Ранее в феврале бастовали, добиваясь погашения задолженности по выплате зарплаты, работники «Невьянского механического завода» Свердловской области (долги по зарплате и выходным пособиям сокращенных работников составляют 13 млн. рублей).

Жители города Катайска Курганской области из-за кризисной ситуации на Катайском насосном заводе, градообразующем предприятии, где из-за передела собственности назрел социальный взрыв, обратились к президенту Путину с просьбой рассмотреть вопрос об объединении со Свердловской областью (!). Задержка заработной платы, остановка завода грозят экономическим и социальным коллапсом всего города, который отапливается от заводской котельной.

Отправляя кабинет министров в отставку, президент В.Путин подчеркнул, что делает это не в связи с итогами социально-экономической деятельности кабинета. На формирование нового кабинета претендует «партия власти», более чем наполовину состоящая из чиновников и местных руководителей. Способны ли они позаботиться о простых избирателях? Или ситуация станет еще хуже?

2004-02-27 09:10:00

Информационно-Аналитическое Агентство МиК — Маркетинг и Консалтинг

www.iamik.ru

*