“Тольяттиазот” взялся за трубное дело
“Тольяттиазот” пытается сократить свои затраты на производство аммиака и метанола. Для этого завод потратил $6 млн на строительство линии по выпуску реакционных труб, которые до сих пор отечественные химпредприятия приобретали за рубежом. Завод станет первым российским производителем такой продукции.
“Тольяттиазот” (ТоАЗ) – крупнейшее в Европе предприятие по выпуску минеральных удобрений. Более 85% общего объема азотной продукции ТоАЗ экспортирует. В 2004 г. завод выпустил более 2 млн т аммиака, 817 000 т карбамида, 388 000 т метанола. Выручка за 2004 г. составила 11,9 млрд руб., чистая прибыль – 1,8 млрд руб. |
Цех по производству реакционных труб методом центробежного литья строился полтора года и был открыт 20 октября, сообщил “Ведомостям” представитель ТоАЗа Сергей Коробицын. Для производства труб в цехе было установлено французское оборудование фирмы Manuar. По словам Коробицына, линия будет выпускать так называемые “пучки” труб, которые применяются в агрегатах для производства аммиака и метанола. Проектная мощность цеха — 32 комплекта в год, но сроки выхода на проектную мощность Коробицын пока не назвал. Он сообщил, что сейчас ТоАЗ нуждается в обновлении труб на трех из семи своих агрегатов. По словам главного инженера ТоАЗа Виктора Казачкова, до сих пор завод был вынужден закупать такие трубы у немецких и французских производителей — Foster Wheeler и Manuar.
В руководстве ТоАЗа говорят, что на производстве собственных труб завод сэкономит около 40%, поскольку один импортный “пучок” обходится предприятию, включая транспортные расходы, в 10 млн евро, а себестоимость собственного производства “пучка” — в 6 млн евро.
Через полтора года ТоАЗ рассчитывает выйти со своими реакционными трубами на российский рынок. Коробицын утверждает, что мощности нового производства позволят занять до 25% рынка. На ТоАЗе утверждают, что у этого производства в России нет конкурентов. По словам Коробицына, в мире есть лишь несколько производителей таких труб для импортных агрегатов — во Франции и Германии. Это подтверждает и заместитель главного инженера по производству “Куйбышевазота” Василий Бучинев. Бучинев говорит, что цена комплекта импортных или отечественных труб может варьироваться в зависимости от партии и условий поставки, но российские трубы будут существенно дешевле. Правда, на “Куйбышевазоте” потребности в таких трубах пока не испытывают. По словам Бучинева, последний раз “Куйбышевазот” менял трубы на французские Manuar в 1999 г., а срок их службы составляет 20 лет. Но он считает, что проблем со сбытом у ТоАЗа не будет, поскольку в азотной промышленности России и СНГ установлено более 40 подобных агрегатов. Кроме того, трубы с такими характеристиками используются также в нефтехимии и нефтепереработке.
Геннадий Федотов, глава пресс-службы “СИБУРа”, говорит, что трубы для заводов холдинга поставляются на тендерной основе. “У нас есть потребность в таких трубах, и мы будем готовы покупать их после того, как сравним предложения «Тольяттиазота» и других производителей по цене, качеству и техническим характеристикам”, — сказал он. Свою готовность работать с ТоАЗом выразил и вице-президент российского представительства инжинирингового подразделения компании Foster Wheeler (оборудование для химической промышленности) Сергей Бережанский, но только после рассмотрения условий поставок.
Глеб Столяров
Ведомости – Поволжье
26.10.2005, №201 (1482)
*