Говорят, для того, чтобы без проблем поступить на стоматологический факультет Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова, надо иметь семь тысяч долларов. За эти деньги абитуриент получит «нужный» посадочный талон в аудитории и распечатанную шпаргалку к билету. Сам экзамен — это уже пустая формальность. Говорят также, что берут деньги не только преподаватели, но и некоторые студенты-старшекурсники.

Именно они в случае чего становятся «козлами отпущения», которых можно послать на заклание, обезопасив тем самым «первых лиц» — главных идеологов «безальтернативного поступления» платежеспособных абитуриентов. Кто составляет касту неприкосновенных — догадаться нетрудно.

Сережа Бондарь (все имена изменены) приехал в Питер из далекого уральского города. Учиться решил на стоматолога. Это была мамина мечта, которая выбрала для своего сына, как ей казалось, самую верную профессию. «Стоматологи всегда были в цене, а хорошие стоматологи — вообще на вес золота», — рассуждала женщина, листая справочник вузов для поступающих. Так выбор пал на Первый мединститут. Стоматологический факультет здесь оказался самым престижным. Мать Сережи, лишний раз убедившись в своих догадках по поводу «золотой жизни» стоматологов, уже рисовала в своем воображении безбедное будущее сына: коммерческая клиника, большие доходы, щедрые пациенты… О том, поступит Сережа в университет или нет, речь уже не шла. Хотя поначалу парень готовился поступать на общих основаниях, но предложение, поступившее от одного из членов приемной комиссии, заставило мать действовать наверняка.

— Семь тысяч долларов, конечно, сумма большая, — рассказывает сейчас Нина Николаевна Бондарь. — Но для такого дела никаких денег не жалко. Я позвонила мужу — тот сразу, даже ничего толком у меня не спросив, собрал необходимую сумму.

По словам Сережи Бондаря, предложение заплатить прозвучало в первый же день, когда он пришел с заявлением о поступлении, — это было в июле. Сотрудник общественной приемной комиссии — молодой человек по имени Феликс (как потом выяснится — студент-старшекурсник) вывел его в коридор и прямым текстом озвучил версию того, как легко и безболезненно можно стать дипломированным стоматологом, а для этого надо сделать первый взнос в размере семи тысяч долларов. «Пятьсот долларов мои, остальные уйдут «наверх», — пояснил вербовщик.

Половину заявленной суммы — три с половиной тысячи долларов — отдали сразу. Вторую часть договорились заплатить сразу после экзаменов.

— Если бы не заплатили, меня бы выгнали в зимнюю сессию, — говорит Сергей.

Ему предстояло сдать два экзамена — по химии и биологии. Перед первым экзаменом Феликс вызвал Сергея на так называемый инструктаж. Далее события развивались следующим образом.

— В день экзамена он дал мне посадочный талон. Я получил билет, сел на свое место и стал ждать, когда Феликс зайдет в аудиторию, — рассказывает Сергей. — Это был сигнал о том, что мне можно выйти в туалет. В туалете я получил готовый билет с ответами в развернутой форме и, вернувшись обратно, в аудиторию, стал их переписывать. Потом, сдав работу преподавателям, я вышел в коридор, где отдал Феликсу готовый билет и авторучку.

Ручка, которой Сергей писал на экзамене, нужна была для того, чтобы преподаватель, проверяющий его работу, мог исправить возможные ошибки теми же чернилами. Судя по всему, для того, чтобы ни у кого не возникло ни малейших подозрений в оригинальности экзаменационной работы! Как видно, здесь была отработана каждая деталь.

Как ты думаешь, — спрашиваю у Сережи, — все преподаватели из приемной комиссии были в курсе того, по какой схеме ты сдаешь им экзамен?

— Об этом невозможно не знать. Некоторые преподаватели даже отворачивались, делая вид, что ничего не замечают.

Но вот биологию Сергей сдать не успел. Феликса и его подельников задержали сотрудники ОБЭПа Петроградского района, которые, отрабатывая оперативную информацию, вышли на эту группу. Сопровождением «проплаченных» абитуриентов заниматься стало некому, и вместе с Сергеем в университет не поступили еще несколько таких же «знакомых Феликса».

По имеющейся информации, на подобный вариант сдачи вступительных экзаменов ежегодно соглашается 100 — 150 человек. Цена вопроса в каждом случае индивидуальная, составляет от 6 до 15 тысяч долларов. В группе, занимающейся вербовкой абитуриентов, — не более шести человек. В основном — студенты-старшекурсники (все они входят в состав общественной приемной комиссии). Одни занимаются набором и распечаткой шпаргалок, другие дежурят в экзаменационных аудиториях и провожают избранных абитуриентов до туалета…

Доходы группы при таком раскладе подсчитать нетрудно. В среднем — 700 тысяч долларов! И это только за вступительный период. А есть еще сессии.

Подробности — в выпуске газеты «Тайный советник»

Ирина ОБРЕЗАНЕНКО

P. S.

Как стало известно «Тайному советнику», уголовное дело по 159-й статье УК («мошенничество) было возбуждено в отношении Феликса Сайфутдинова, который являлся ответственным секретарем приемной комиссии. Все материалы дела находятся сегодня в горпрокуратуре. Но будет ли до конца расследовано дело о мошенничестве в одном из самых авторитетных университетов страны — большой вопрос.

P. P. S

Декан факультета стоматологии Анатолий Бобров ситуацию, описанную в статье, комментировать отказался. Молчание в данном случае красноречивее любых слов. Судя по всему, всю вину за происшедшее (а скрыть факт мошенничества в вузе уже не удалось!) администрация факультета переложит на плечи студента, в отношении которого и возбуждено уголовное дело, а пока декан старается любым способом дистанцироваться от скандала.

25/10/2005 18:30

Фонтанка.Ру

***