Как стало известно „Ъ“, по инициативе ОКБ «Яковлева» серийное производство самолетов Як-54 будет перенесено из Саратова на завод «Прогресс» (Арсеньев, Приморский край). Речь идет о контракте на сумму около $10 млн. И в «Прогрессе», и в «Яковлеве» заявляют о том, что это вынужденная мера — Саратовский авиационный завод не справляется с выполнением контрактов. Руководство САЗ от комментариев отказывается. Наблюдатели объясняют возможное закрытие производства Як-54 на ЗАО «САЗ» просчетами менеджеров предприятия, не сумевших загрузить завод заказами, и предполагают, что на решение ОКБ «Яковлева» повлиял НПК «Иркут», аффилированная с ним и заинтересованная в размещении заказа на «своем» предприятии.

Заинтересованность французских авиаторов и РОСТО в Як-54 лишила Саратовский авиазавод этого самолета

Фото: ИГОРЬ ИВАНОВ

Как стало известно „Ъ“, на арсеньевском заводе ОАО «АКК „Прогресс“» в ближайшее время будет начато производство легких самолетов Як-54. Об этом „Ъ“ сообщил гендиректор «Прогресса» Юрий Денисенко. «Сегодня производственная программа находится в стадии проработки», — уточнил господин Денисенко. Эту информацию подтвердили и в ОКБ «Яковлева». Правда, главный конструктор ОКБ Дмитрий Драч отказался сообщать подробности сделки, сообщив лишь, что «на „Прогрессе“ будет окрыто второе производство Як-54 большего объема, нежели на ЗАО „САЗ“»

Между тем, как сообщил „Ъ“ информированный источник в ОКБ, речь идет о контракте на производство примерно 50 самолетов Як-54 общей стоимостью порядка $10 млн. «Часть машин пойдет во Францию, а часть — на внутренний рынок для РОСТО», — уточнил источник. По словам господина Денисенко, освоение производства Як-54 на мощностях «Прогресса» возможно благодаря технологическим заделам, созданным при производстве самолетов Як-55 (с некоторыми изменениями аналогичных Як-54). По утверждению гендиректора компании, имеющийся производственный потенциал арсеньевского завода позволяет постановить на поток производство 54 ЯКов в кратчайшие сроки и практически без привлечения инвестиций.

Главной причиной переноса производства ЯКов в Приморье в ОКБ «Яковлева» называют то, что Саратовский авиазавод не справляется с выполнением контрактов. «В прошлом году САЗ не выполнил госзаказ на поставку трех машин для ВВС России», — сообщили в ОКБ «Яковлева». По мнению источника „Ъ“ в ОКБ, цена самолетов ОАО «САЗ» явно завышена — стоимость одного Як-54, ориентируясь на зарубежные аналоги, не должна превышать $160 тыс., в то время как на заводе она составляет $180–190 тыс. При этом, подчеркнул источник, «судя по всему, производство самолета на Саратовском авиазаводе будет вообще свернуто».


Ъ Акции ОАО «Саратовский авиационный завод» (ЗАО «САЗ») распределены между сотрудниками предприятия. Завод занимается ремонтом, модернизацией и строительством пассажирских авиалайнеров Як-42 и легких самолетов Як-54. В 2004 году построил три самолета Як-54 и один — Як-42. Объем производства составил около $13 млн. Контрольный пакет акций АКК «Прогресс» принадлежит государству. Остальные распределены между физлицами. Производит вертолеты КА-50 («Черная акула»), КА-52 («Аллигатор»), МИ-34С ; самолеты ЯК-55 и ЯК-55М. По официальным данным, прибыль за 2004 год составила около 80 млн рублей.

Гендиректор ЗАО «Саратовский авиационный завод» Александр Ермишин уклонился от комментариев по поводу потери серьезного контракта, «уходящего» в Приморье. Заметив только, что «Як-54 не определяет судьбу авиации России».


Между тем и участники рынка авиастроения в числе главных проблем САЗа видят неграмотную политику менеджмента предприятия, который не может обеспечить завод заказами, в связи с чем достаточно мощный авиазавод работает с минимальной загрузкой, выпуская по 3–4 самолета в год.

Кроме того, высокопоставленный источник „Ъ“ в правительства Саратовской области, пожелавший остаться неназванным, уверен, что в «освобождении» ОАО «САЗ» от производства Як-54 не обошлось без НПК «Иркут». «Менеджмент конструкторского бюро „Яковлева“ очень близок к НПК „Иркут“, который контролирует АКК „Прогресс“ — налицо лоббирование интересов арсеньевской авиационной компании», — убежден источник „Ъ“ в саратовском региональном правительстве.

Между тем в «Иркуте» свою связь с «Прогрессом» вчера не подтвердили.

АЛЕКСАНДР ВОРОТИЛОВ

ВОЛГОГРАД    №202 от 26.10.2005, СР

"Коммерсантъ" в Волгограде"

***