Пиратские автокомпоненты приравняли к терроризму на форуме борцов с контрафактной продукцией
Вчера в Самарском техническом университете состоялся первый всероссийский форум, посвященный борьбе с производителями контрафактных автокомпонентов. Представители автозаводов и торговых сетей, съехавшиеся на мероприятие, так и не смогли прийти к какому-то определенному выводу о том, как им бороться с пиратскими комплектующими. С подробностями – корреспондент „Ъ“ Михаил Елисеев.
По данным министерства промышленности Самарской области, в 2005 году объем контрафактной продукции на рынке автокомплектующих достиг 40% от общего уровня продаж
Фото: АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО |
По словам председателя оргкомитета форума, пресс-секретаря группы компаний «Тадем» Ивана Белозерова, мероприятие подобного рода проходит в России впервые. «Производителям автокомпонентов надо объединяться в борьбе с пиратами, как это сделали компании, выпускающие лицензионное программное обеспечение, аудио- и видеопродукцию», — считает он. Как пояснил „Ъ“ консультант областного министерства промышленности, энергетики и технологии Владимир Потапов, по различным оценкам, объем продаж контрафактных комплектующих на самарском рынке достигает 40% от легального оборота, поэтому «с ситуацией надо что-то делать». «Это не случайно, что производители «левых» запчастей сосредоточены в городах, традиционно являющихся центрами автопрома», — заметил господин Потапов, пояснив, что «здесь им легче работать, затерявшись в массе официальных дилеров».
Иван Белозеров заявил „Ъ“, что главная цель форума – «обменяться опытом и наметить планы дальнейшей совместной борьбы». Систематизировать образ врага взялся директор по кадрам и безопасности Скопинского автоагрегатного завода (входит в ГК СОК – „Ъ“) Андрей Орлов. По его мнению, большинство производителей автокомпонентов в силах самостоятельно справиться лишь с кустарями-одиночками, мастерящими фальшивые запчасти у себя дома или в гаражах. «Им помогают сотрудники легальных предприятий, выносящие на себе, на своем теле фрагменты агрегатов, которые потом собираются в подпольных условиях», — пояснил господин Орлов, добавив, что «элементарное усиление охраны сводит этот класс пиратов на нет». Гораздо большую опасность для автопрома представляют нелегальные цеха, где, как правило, трудятся квалифицированные рабочие, по каким-то причинам уволившиеся или уволенные с основного предприятия. «Теневые поставки у этих ребят налажены очень четко, они даже заказывают себе крупные партии деталей и стоят под крышей внутренних органов», — заявил директор по безопасности. Выход из этой ситуации группа компаний СОК видит в ужесточении уголовной ответственности за выпуск контрафактной продукции, внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс, чтобы доказательства выпуска пиратской продукции собирали правоохранительные органы тех регионов, где находятся сами пострадавшие предприятия. «Если производители компонентов объединятся, мы сможем пролоббировать этот вопрос в Госдуме», — считает господин Орлов. Третья категория пиратов, пока недосягаемая для отечественного автопрома, – это крупные заводы стран СНГ. «Мы точно знаем, что Мариупольский гидравлический завод выпускает крупными партиями амортизаторы под нашей торговой маркой, но сделать с этим ничего не можем. Это вопрос международный, как терроризм, и решать его надо на государственном уровне», — пояснил он.
Примечательно, что, по словам оперуполномоченного областного УБЭП Дмитрия Котукова, милиционеры не могут бороться с производителями контрафакта из-за «отсутствия должного контакта с правообладателями». «Мы бы в два счета разогнали все эти рынки, если бы заводы предоставили милиции документальное подтверждение своих прав на изделие, а также характерные признаки, по которым подделку можно отличить от оригинала», — сказал он. Ситуация осложняется тем, что многие заводы до сих пор не оформили патенты на свою продукцию, что позволяет нелегалам безнаказанно ее подделывать. «Им не пришьешь даже незаконное предпринимательство, ведь они зарегистрированы как юридические лица», — посетовал господин Котуков.
Менеджер по рекламе и продвижению Борского стекольного завода (выпускает автомобильные стекла – „Ъ“) Юлия Шурыгина поделилась с участниками форума своим способом борьбы с пиратами. «За последние четыре года мы снизили объем контрафакта на рынке с 35% до 5%, причем абсолютно законными способами», — заявила она. Оказалось, что Борский стеклозавод нанял для этих целей «юридическое бюро во главе с бывшим замминистра внутренних дел», которое отслеживает появление на рынке подделок под продукцию предприятия и передает собранные материалы в правоохранительные органы. «Теперь пираты просто боятся с нами связываться, регистрируют свои торговые марки и становятся обычными конкурентами», — пояснила Юлия Шурыгина. На вопрос представителя АвтоВАЗа, в какую сумму обходится содействие бывшего замминистра, менеджер по рекламе заявила, что «удовольствие это достаточно дорогое и стоит $5-15 тыс. в месяц».
Обменявшись опытом, участники форума единогласно приняли резолюцию, в которой обязались создать «в целях пропаганды и образования единой информационной базы» собственный интернет-сайт и встретиться для разговора еще раз в течение ближайшего года.
САМАРА №202 от 26.10.2005, СР
***