Осколки красивой жизни: "Золотые века майолики"
Большинство неискушенных туристов, попадающих в новый музей, измеряет ценность его коллекции исключительно качеством картин, представленных в экспозиции. Ведь громкие имена известных художников мы знаем с самого детства, а о памятниках декоративно-прикладного искусства школьные учебники, как правило, умалчивают.
И все же, бродя по бесконечным залам крупнейших музеев мира, мы волей-неволей отвлекаемся от полотен великих старых мастеров – нас неумолимо притягивают яркие кусочки раскрашенной глины, выставленные в витринах.
Крупные черепки, покрытые блестящей глазурью, – лишь часть несметного богатства, оставленного потомству культурой итальянского Возрождения. Но именно они позволяют нам поближе познакомиться с жизнью и бытом горожан той эпохи – ведь в отличие от эксклюзивных полотен расписными глиняными кувшинами и блюдами владела каждая зажиточная хозяйка.
Лучшие образцы итальянской майолики XIII-XVII вв. представлены в московском Музее архитектуры на выставке «Золотые века майолики» из коллекции римской Национальной Галереи классического искусства. Проект был организован по инициативе дирекции по культурному сотрудничеству МИД Италии в сотрудничестве с Управляющим культурным и историческим наследием города Рима. Эта передвижная выставка охватывает страны Центральной и Восточной Европы, известные давними культурными связями с Италией, и продолжает ряд мероприятий, начатый выставкой венецианского стекла, которая прошла 2 года назад в Москве, Киеве, Анкаре, Софии и Бухаресте.
Старинная итальянская майолика отличается яркостью и разнообразием. Особый интерес представляют сосуды с геометрическим орнаментом XIII – начала XIV вв. из окрестностей Рима. Куртуазные и религиозные мотивы можно видеть на керамике из области Венето XIV–XVI веков. Из Фаэнцы происходит аптекарская утварь с разнообразным оформлением: волютами, розетками, дубовыми листьями и сине-белой росписью, имитирующей восточный орнамент. Особо следует отметить плоское белое майоликовое блюдо, созданное около 1530 г. в Урбино. Его поверхность украшена росписью на мифологический сюжет, а нежность тонов и изящество декоративных мотивов свидетельствуют о влиянии школы Рафаэля. Рядом экспонируются «пейзажные» тарелки XVII в. из Савоны и Альбизолы, выполненные в сине-белой гамме.
К раритетам римской коллекции относятся и «ладжоне» – майоликовые изразцы, которыми украшали стены и полы домов знати в Лигурии во второй половине XIV–XV в. Древние оформители относились к дизайну интерьера весьма трепетно – среди изразцов можно встретить даже изображение римского героя Сципиона, происходящее из палаццо Джентиль-Риччи в Савоне.
XVIII в. представлен в экспозиции керамикой из Венето с флоральными мотивами. Испано-мавританская майолика – блюдами, чашами и вазами из провинции Валенсия. Эти предметы, созданные около 1465 г., украшены позолотой и изображениями животных, людей и надписями арабской вязью. А яркие, многоцветные изразцы с растительным орнаментом из главного турецкого центра производства керамики города Изник относятся к XVI–XVIII векам.
Плавный переход с запада на восток завершает собрание «azulefos» – арабских изразцов с изображениями фантастических животных, подаренное Национальной Галерее князем Бальдассаре Одескальки в 1880 году.
Керамика, представленная на выставке, практически неизвестна не только в России, но и в родной Италии – хрупкие экспонаты редко принимают участие в выставочных проектах. Между тем каждый из них не только представляет художественную ценность, но и может поведать о своей эпохе: многие предметы украшают инициалы мастера, геральдические мотивы и другие, более редкие символы.
Выставка «Золотые века майолики» продлится до 11 ноября
Анна ЛИНДБЕРГ, 25 октября, 04:09
*