Владимир Путин сообщил вчера, что им подписан указ «О Совете при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов». Один из этих проектов – реформа здравоохранения, которой руководит глава Минсоцздрава Михаил Зурабов. У министра в послужном списке уже есть две реформы: пенсионная и монетизация льгот. И если он воспользуется приобретенным опытом, медики вздохнут так же свободно, как пенсионеры и льготники.

И без того небогатых медиков ударят рублем.

Анонсированная Минсоцздравом еще весной рыночная реформа здравоохранения в перспективе предполагала вообще-то перевод медицины на коммерческие рельсы, к примеру, через создание автономных организаций вместо государственных поликлиник и больниц. Однако вскоре ее убрали в «долгий ящик». Как пояснил тогда министр Михаил Зурабов, сейчас ни население, ни медицинские организации не готовы коммерциализироваться, поскольку нет в стране платежеспособного спроса.

Теперь ситуация изменилась – здравоохранение вошло в число четырех национальных проектов, и деньги на него, наконец, нашлись. Причем бюджетные, что немаловажно. Г-н Зурабов решил сначала освоить выделенные бюджетом средства и, как он выразился, «получить эффект от того, что есть», а уж потом, «спустя год-два-три», все-таки переводить медицину на коммерческую основу.

Улучшить нашу пока еще бесплатную медицину Минсоцздрав планирует двумя способами: повышением зарплат врачам и усилением требований к ним. Добиться этой цели, по замыслу реформаторов, можно будет с помощью внедрения специального перечня стандартов, которые должны применяться при лечении определенного заболевания. А повысить ответственность врачей планируется, ударив их рублем. Речь идет о том, чтобы профессиональную ответственность медработников страховать. По словам замминистра Василия Стародубова, это «будет являться как бы панацеей или спасением от тех возможных последствий, которые могут существовать при врачебной ошибке».

Подробности и порядок действия новой системы Минсоцздрав раскрывать не спешит. Как сказали «Новым Известиям» в пресс-службе министерства, «давать какие-либо комментарии можно будет только после того, как будет сделано официальное заявление и подготовлены все документы». Сам министр в детали пока тоже не вдается. Он лишь обещает, что врач скоро должен будет подписывать два трудовых договора: с лечебным учреждением за его непосредственную работу по оказанию медицинской помощи, а также срочный контракт, в котором будет прописана его ответственность, которая в итоге скажется на оплате труда.

Член комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Коваль сообщил «НИ» лишь, что новая система в некотором роде будет напоминать «автогражданку» и что ее реализация намечена на 2006 год. Однако более подробно рассказать о проекте г-н Коваль тоже не смог. То есть ни тарифы, ни порядок участия страхового рынка в программе остаются до сих пор не озвученными. Известно лишь, что в качестве страхователей выступать в новой системе будут сами врачи: частнопрактикующие будут платить деньги сами, за работающих в частных клиниках заплатит ее владелец, ну а госучреждение будет страховать само себя за казенные средства. И хотя ни на какие конкретные вопросы никто пока ответить не в состоянии, законопроект, по словам г-на Зурабова, планируется внести в Думу еще до конца нынешнего года.

Впрочем, ключевое слово в планах реформы уже произнесено, и слово это – «страхование». Выбор его, думается, не случаен. Путь Михаила Зурабова во власть принципиально отличался от попыток проникновения в нее других представителей крупного капитала. «Владимир Потанин, например, шел во власть ради защиты и продвижения интересов собственного бизнеса, – рассказал «НИ» глава Русского экономического общества Борис Федоров. – А для Михаила Юрьевича каждое вверенное ему ведомство тут же становилось его бизнесом».

Напомним: в 1992 году он занял пост руководителя страховой компании «МАКС», а через шесть лет переместился в кресло первого замминистра здравоохранения (тогда еще без социального развития). Спустя еще полгода ему предложили должность советника президента по социальным вопросам, в которой он проработал вплоть до июня 1999 года. Следующий этап карьеры – руководство Пенсионным фондом России, ну а кульминация – пост министра новообразованного министерства.

В послужном списке г-на Зурабова уже две реформы: пенсионная и монетизация. Об успехе и той, и другой, в отличие от других преобразований в стране, знает, вероятно, каждый взрослый россиянин. Совсем недавно Россия пошла в массовый отказ: не нужны деньги, когда нет реальных льгот. При этом главная претензия во многих краях и областях в том, что нет льготных лекарств. На то, чтобы они были, выделили в этом году 50,8 млрд. руб., то есть в пять раз больше, чем в прошлом. А их нет. Не потому ли, что выбор дистрибьюторов этих лекарств полностью зависел от руководства Минсоцздрава? А если и есть медикаменты, то их цена где на 10, а где и на 50% выше, чем в соседних коммерческих аптеках.

«На стадии подготовки закона утверждалось, что поставлять лекарства льготникам будут компании, отобранные на конкурсной основе, – рассказывает «НИ» зампред комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александр Хинштейн. – Но этого сделано не было». По словам депутата, регионы столкнулись с тем, что им навязывались фирмы, отобранные непонятно по каким критериям. «Пять дистрибьюторов должны были снабжать льготными лекарствами федеральных льготников, а региональных, которых значительно больше, Зурабов планировал отдать на откуп страховым компаниям, – утверждает народный избранник. – Каким именно – должны были решать чиновники на местах». Однако, как отмечает г-н Хинштейн, Минсоцздрав придумал дополнительную лицензию, лишь при наличии которой страховщику позволено работать с льготниками. «Например, в Нижегородской области, откуда я избран в Госдуму, вся монополия на льготные лекарства отдана страховой компании «МАКС», – отмечает депутат.

Не идут у нас реформы без страховщиков, ничего тут не поделать. Кстати, супруга министра-реформатора несколько лет назад учредила медицинскую фирму «Октопус», занимающуюся сейчас лекарственным обеспечением, а также поставками медицинского оборудования. Без лекарств нет монетизации, без оборудования – грядущей реформы всего здравоохранения. Но это, конечно же, чистое совпадение. Тем более что в самой фирме «НИ» сообщили, что Юлия Зурабова «давно уже вышла из состава учредителей, следовательно, предмета разговора нет»,

Впрочем, предмет, может быть, еще найдется. Несколько месяцев назад мэр столицы Юрий Лужков написал письмо премьеру Михаилу Фрадкову, в котором сообщил, что для прохождения федеральных средств на бесплатное лекарственное обеспечение главой Минсоцздрава введена структура, не предусмотренная законом. По словам градоначальника, «прибыль только по Москве может составлять до 1,5 млрд. руб.». Структура, правда, не названа. Видимо, еще не время.

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

25.10.05

вторник

«Новые Известия»

***