Казань: "Памятник московскому кинематографу"
Руки вверх! Скульптурная группа, сжимающая своими спинами вертикально стоящую ракету, сменила масть. Люди побелели, а ракета стала стальной, как ей и положено. Но многие из тех, кто каждый день ходит мимо СПК «Заречье» на Горьковском шоссе, этого даже не заметили.
— Скажите, вы давно здесь работаете? — интересуюсь у молоденькой продавщицы, торгующей на рынке СПК «Заречье».
— Несколько месяцев, — отвечает Ольга.
— А что это за памятник стоит на остановке?
Она инстинктивно поворачивается в ту сторону, но сквозь стенку павильона, естественно, ничего не видно.
— По-моему, там стоят двое мужчин, — неуверенно говорит она. — Держат ли что-нибудь в руках? Не обращала внимания. Нет, не знаю, по какому поводу поставлен памятник.
У Татьяны Моисеевой, продающей у входа на рынок молочные продукты, позиция более выигрышная. И, несмотря на мои настойчивые просьбы не поворачиваться в сторону памятника, во время нашего разговора она делает это два или три раза.
— Двое их там стоит… Нет, трое. Какого пола? По-моему, мужики, — она снова поворачивает голову, но из-за спин мужчин женщины не видно. — Да, к тысячелетию покрасили. Какого цвета стал? Пестрый.
Водитель маршрутной «Газели» Павел Тимофеев, как и работающая с ним кондуктором жена Татьяна, заметили, что люди на постаменте побелели, но затруднились сказать, сколько их там, двое или трое.
— Трое. Женщина и двое мужчин, — выручила их пассажирка «Газели» Марина, местная жительница. — Но знаете, нам всегда было интересно, для чего они здесь стоят и что собой символизируют.
Ответ на этот вопрос нашелся у заместителя директора СПК «Заречье» Рамиля Мингазова, руководившего покраской памятника к 1000-летию Казани.
— Вы сами-то как думаете, что могут символизировать три космонавта? Наверное, их поставили сразу после полета Юрия Гагарина. Что значит, не хватило краски? Мы покрасили именно так, как было задумано: люди — белые, а ракета — стального цвета. А раньше был весь синий. По крайней мере те десять лет, что я здесь работаю.
Трое семиклассников 137-й школы, что через дорогу от памятника, тоже считают, что он исключительно мужского пола. Но зато они точно помнят, что раньше он был синий. Что символизирует?
— Может быть, это памятник московскому кинематографу? — мельком взглянув на скульптурную группу, предполагает Роман Зайнуллин.
— Свободе какой-нибудь, — предлагает свою версию Арсен Титов.
— А я думаю, что космонавту, — задумчиво говорит его брат Кирилл.
После тщательного осмотра памятника, который более внимательные казанцы метко окрестили «Руки вверх!», выясняется одна существенная деталь. В отличие от космонавта со шлемом под мышкой и колхозницы со снопом хлебных колосьев на род занятий второго мужчины, обе руки которого свободны и вздеты к небу, указывает только длинный фартук. Станочник? Литейщик? А может, человек просто решил помочь жене помыть посуду?
Фото Александра ГЕРАСИМОВА
Евгений АКСЕНОВ
№ 168 (3110)
22 октября 2005, суббота
*