Новости Голливуда: «Продавщица»
Я не считаю Джулию Робертс такой уж красавицей, как некоторые, но фильм, сделавший ее звездой мирового класса, назывался «Красотка». Это была романтическая и малореальная история современной Золушки – профессиональной жрицы любви, находящей своего принца – бизнесмена в лице тогда неотразимого Ричарда Гира. Стив Мартин, больше известный миру как комический актер, но порой довольно интересный в маргинальных драмах, – еще и писатель, и сценарист. Он и переложил для экрана собственную повесть «Продавщица» (Shopgirl), в которой есть элементы, сходные с «Красоткой». >>>
Герой Мартина – тоже преуспевающий бизнесмен, видимо, более преуспевающий, чем герой Гира в «Красотке». У Рэя Портера, которого Мартин играет, есть даже собственный самолет. Портер появляется в картине режиссера Ананда Такера («Хилари и Джеки») только на двадцатой минуте действия. К этому времени мы успеваем довольно хорошо познакомиться с главной героиней повествования Мирабеллой Баттерсфилд (Клер Дэйнс). Актриса эта по-человечески куда более обаятельна, чем Робертс, и камера это замечает, хотя в названии фильма героиню величают по-деловому продавщицей. Мирабелла, у которой художественные наклонности, приехала в Лос-Анджелес искать артистической удачи, но, как многие, вынуждена довольствоваться скромной работой продавщицы в перчаточном отделе модного универмага. Авторы селят героиню на отшибе, она ездит на добитом грузовичке и не имеет друзей, не говоря уже об ухажерах.
В прачечной она знакомится с таким же неудачником Джереми (Джейсон Шварцман). Между одинокими молодыми людьми возникает неуклюжая симпатия, но Мирабелла не слишком настаивает на этой необязательной связи, и когда в перчаточном отделе появляется импозантный Рэй, мы понимаем, что она готова к новой любви.
Стиву Мартину, который как автор книги особенно хорошо знает своего героя, в принципе удался портрет типового холодного WASPа (белого англосакса-протестанта). Как и многие деловые люди этого типа, добившись успеха в бизнесе, он не стал от этого счастливым, даже имя самолет и два по-конструктивистски холодных дома — в Лос-Анджелесе и Сиэттле.
В картине не очень объясняется, почему именно простушка Мирабелла привлекла его внимание, но и это понятно: поступки людей на любовном фронте далеко не всегда объяснимы. Сентиментальный зритель, ожидающий «второй серии» «Красотки», ждет, что, несмотря на седину подержанного жизнью героя Мартина и юную восторженность Мирабеллы, эта пара обретет экономически подкрепленное счастье, и Мирабелла с немытого грузовичка пересядет на сверкающий глянцем «мерседес». Но, оставаясь в реалистическом русле, картина не оставляет сомнения в истоках порыва Рэя Портера. Они, конечно, имеют сексуальный подтекст: Дэйнс-Мирабелла внешне ничем не уступает Робертс, а фигура у нее, судя по кадрам «ню», много лучше, чем у Джулии! Но отношение Рэя к Мирабелле больше похоже на отцовскую заботу: выплата студенческого займа девушки, покупка дорогой одежды и т.п.
Мартин играет эти элементы сюжета именно не как покупку любви (он может себе позволить «красотку» и покруче!) – а как нереализованную в Рэе заботу о другом существе. Отказ Рэя от Мирабеллы мы и воспринимаем не как честную констатацию им невозможности такого неравного по возрасту и финансам брака, а как не менее честное признание им самим неспособности к настоящей любви.
Поэтому и печаль, ощущаемая героями, когда они встречаются в финале, – конечно же, на успешной выставке работ Мирабеллы (Голливуд все-таки!), – как говорится, светла.
А что же наш Джереми, роль которого в сценарии по сравнению с повестью была расширена? Джейсон Шварцман, сын актрисы Талии Шайр («Крестный отец») и родной племянник режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, довольно забавен в эксцентричной роли Джереми. Этот персонаж живет жизнью как бы параллельной двум основным героям. Поскольку Мартин взял на себя драматическую нагрузку,
Шварцман, показавший свои комические способности в любопытном фильме «Рашмор», создает ряд несколько вставных развлекательных моментов. Особенно забавен тот, в котором типовая лос-анджелесская блондинка-хищница, продавщица в магазине Мирабеллы, принимает Джереми за Рэя Портера-миллионера со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Клер Дэйнс, как всегда, адекватна в роли. Но поскольку авторы «нагрузили» ее персонаж клинической депрессией и посадили на таблетки, актриса вынуждена довольствоваться минимальной экспрессией. Это снижает эмоциональный градус фильма.
Посмотрев «Продавщицу», можно сделать сравнение с заходом в магазин, где все товары доброкачественные, но унести из него ничего особенно не хочется. Можно подождать до распродажи.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
22.10.2005
*