Сегодня «РГ» публикует постановление Правительства РФ «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой». С момента вступления в силу данного постановления на территории России автомобилям начнут присваивать соответствующий экологический класс.

Такая практика давно действует во всем мире. Всем знакомы такие наименования, как «Евро 0», «Евро 1», «Евро 2», «Евро 3», «Евро 4». И только наши машины до сих пор избегали участи быть как-то классифицированными. Но дабы привести наше законодательство, а также и наше автомобильное производство в соответствии с требованиями Женевской конвенции, и вышло это постановление.

Теперь каждое вновь выпускаемое у нас транспортное средство будет классифицироваться. Таким образом правительство собирается стимулировать переход на более современные, более экологичные транспортные средства.

Напомним, что недавним совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» в паспорт транспортного средства была добавлена 13-я позиция, которая так и называется «экологический класс». Уже через неделю в паспортах, которые прилагаются к сходящим с конвейера машинам, производитель обязан будет заполнять эту графу. Присваивать класс будет официальным утверждением соответствия типа транспортного средства. Пока наша техника максимум что может получить — это 2-й класс. Третий экологический класс будет присваиваться лишь с 2008 года. Четвертый — с 2010-го. А пятый — аж с 2014-го.

Предполагается, что введение этой экологической классификации позволит устанавливать дифференцированные ставки налогов для транспортных средств различных экологических классов. То есть чем ниже экологический класс, тем выше транспортный налог, тем выше таможенные пошлины. Эти сведения будут передаваться в налоговые органы, как сейчас передаются сведения о мощности двигателя, и при условии введения соответствующих ставок налогов будет взиматься налог за вредное воздействие на окружающую среду. Понятно, что после соответствующих изменений в налоговом законодательстве владельцам отечественной техники придется платить заметно более высокий транспортный налог, чем владельцам даже подержанных иномарок.

А как быть тем, кто, скажем, купил машину год назад, когда класс еще не присваивался? Скорее всего, их транспортному средству присвоят заочно нулевой класс, то есть самый вредный. Опять-таки предполагается, что они смогут самостоятельно в соответствующих центрах получить одобрение типа и, возможно снизить налоговую ставку. Но пока этот механизм еще не проработан. Да и налогов еще соответствующих в нашем Налоговом кодексе пока нет.

КОНТРОЛЬ

Введение экологических стандартов «евро-2», «евро-3» и «евро-4» никак не отразится на взаимоотношениях между инспектором дорожно-патрульной службы и владельцем «неэкологичного» автомобиля.

Как рассказали «Российской газете» в Департаменте ГАИ МВД России, все, что будет интересовать инспектора в связи с «евро», — это паспорт технического состояния транспортного средства. Этот паспорт должен быть нового образца — в нем появится графа «экологический класс». В которую при техосмотре и внесут запись о наличии пресловутого «евро» — нулевого он у вас класса или аж четвертого. На худой конец, могут и в старом ПТСе сделать запись об экологическом классе — в графе «особые отметки».

Сегодня в России позволено ездить на машинах класса «евро-1». С апреля 2006 года по новым нормам россиянам придется пересесть на автомобили класса «евро-2», если захотите уменьшить сумму налога. Но если вы будете продолжать кататься на авто с более низким классом, это будет интересовать не дорожного, а налогового инспектора. Чем ниже экологический класс автомобиля, тем выше будет налог. Инспектор предъявит вам претензии только в том случае, если в паспорте технического состояния не будет указан номер «евро». Как он с вами будет разбираться — пока неясно. Ожидается, что с принятием новых экологических норм внесут поправки и в Административный кодекс.

В главном «гаишном» ведомстве подтвердили, что милиционеры по-прежнему будут контролировать содержание СО в выхлопе вашего «железного коня». Но с введением евростандартов это никак не связано: как и прежде, вы не пройдете техосмотр, если содержание вредных примесей превышает тот уровень, который положен вашему автомобилю. И совсем неважно, к какому классу «евро» он отнесен.

Первое, что должен сделать автовладелец после введения новых экологических норм, это отметиться в органах сертификации и получить соответствующую запись в ПТС. Все — дальше информация о вашей машине уйдет в налоговые органы так же, как информация об объеме двигателя. Теперь вам останется только дождаться извещения о сумме взимаемого с вас налога и убедиться, что на стареньком «жигуленке» ездить дороже, чем на «Мерседесе».

«Российская газета» №237 (3906), 21.10.05

*