Париж — большая деревня. Что делал Пьер Ришар в тамбовской глубинке
На минувшей неделе в Россию приехал всемирно известный французский комик Пьер Ришар. Фильмы с его участием помнят и любят миллионы наших зрителей, без устали повторяет наше ТВ. Но уже 10 лет он не снимался в кино. Казалось, его замечательная фильмография, включающая “Папаш”, “Игрушку”, “Беглецов”, “Невезучих”, никогда не пополнится новыми блистательными работами. И вот “высокий блондин” вновь приступает к съемкам. Причем его возвращение в кинематограф произойдет в российском проекте — новом телевизионном фильме под названием “Парижане”, который снимает в Тамбовской области компания “Promotion Production Pictures”. Наш корреспондент отправился в Тамбов на съемки вместе с маэстро.
ПОЕЗД МОСКВА — ТАМБОВ ПРИБЫВАЕТ НА ПЕРВЫЙ ПУТЬ…
Ранним утром на тамбовский ж/д вокзал точно по расписанию прибыл московский поезд. Среди обычных вагонов — плацкартных, купейных и спальных — был и один эксклюзивный. В нем в российскую глубинку приехал сам Пьер Ришар: российские кинематографисты арендовали специальный вагон хай-класса, в котором из соотечественников путешествовала разве что примадонна Алла Пугачева. Тем не менее месье Ришар вышел на перрон с весьма утомленным видом. Как позже выяснилось, король комедии, несмотря на колоссальный опыт работы в кино, очень волновался перед съемками и всю ночь изучал сценарий, проходя по нескольку раз важные сцены текста.
Тамбовчане встретили любимца с оркестром, исполнявшим знаменитое “Танго в Париже”, с хлебом-солью и скандированием имени гостя в такт музыке. Тронутый столь горячим приемом, Ришар поблагодарил всех встречающих и отправился на базу отдыха “Лесная” — местную резиденцию для высокопоставленных гостей. Ему необходим был отдых. Но уже два часа спустя актер приехал на съемочную площадку в деревню Тулиновка, где ему предстояло знакомство с режиссером Сергеем Полянским и его командой.
Работой с русской группой Ришар остался доволен:
— На площадке создалась теплая, доброжелательная, искренняя атмосфера. Мне очень понравился стиль работы Сергея Полянского. Его можно было бы сравнить с движением таблетки аспирина в стакане воды. Он импульсивен, но точен. Ваши молодые актеры также очень мне симпатичны. Мой основной партнер по площадке Сергей Волков — замечательный парень. Он напоминает мне меня самого в молодости. И я был потрясен, когда узнал, что он театральный актер, никогда ранее не снимавшийся в кино. В картине очень хорошие декорации. Оказывается, художник-постановщик Мария Турская никогда не была в Париже. А все эти французские мотивы в декорации — некое воплощение мечты русского человека о Франции. Вот уж точно, вы, русские, умеете мечтать. И работать с такими людьми — наслаждение.
О, ПАРИЖ!
Действие музыкальной лирической комедии “Парижане” разворачивается в глухой деревне. Она ничем не отличалась бы от других таких же деревень, расположенных в российской глубинке, если бы не ее название — Париж. Главные герои фильма — столичные жители, в минуту жизни трудную решившие, что называется, вернуться к корням. Госчиновник, депутат, вышедший в тираж поп-певец, неудачник-ученый, успешный предприниматель, брошенная любовником в “интересном положении” тренер по фитнесу — все они отправляются на малую родину, искать успокоения. Среди жителей Парижа — старик Кувалдин, учитель труда и изобретатель, мечтающий соорудить в родной деревне еще одну Эйфелеву башню. Роль деревенского учителя пришлась по душе месье Ришару, который сразу согласился участвовать в картине:
— Мне по душе сценарий. Его основная мысль заключается в том, что лучшее место на земле для каждого — это его родина, какой бы неказистой она кому-то ни представлялась. Русские зрители увидят в новом фильме нового Пьера Ришара, которого не знали раньше.
В первый же съемочный день Ришару предстояло сыграть сцену, где проворовавшийся ученый Христофоров приносит Кувалдину свои чертежи. Диалог между ними получается острым, и Кувалдин набрасывается на гостя с проклятиями, забрасывая первыми подвернувшимися под руку предметами. Христофоров поспешно ретируется…
Сосредоточенный Ришар общается с режиссером посредством переводчика. Но через пару-тройку дублей создается впечатление, что маэстро и режиссер начинают понимать друг друга и без перевода. “Так его, так! Давай, еще кидай!” — кричал режиссер. Столь эмоциональный стиль работы вызывал у мастера комедии улыбку и одобрение, в свою атаку на горе-ученого он, что называется, вложил душу.
НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ…
В повседневной жизни он очень напоминает своих киногероев — немного рассеян, отрешен, погружен в себя. У него всегда развязан шнурок на правом ботинке. Он не пользуется очками, остановив однажды свой выбор на пенсне, которое носит на шее, на веревочке. Будучи виноделом, всем напиткам предпочитает красное сухое вино. За столом он душа компании, много шутит и иронизирует, в первую очередь над самим собой. На прощальном ужине в Тамбове режиссер Полянский взял в руку солонку и сделал характерное движение над тарелкой. Ришар моментально отреагировал на жест и сказал: “Вы открутите крышечку, а то получится еще как в “Невезучих”. Он пренебрегает условностями, постоянно подшучивая над окружающими, и каждый хочет, чтобы над ним так подшутили. А Ришар улыбается своей лукавой улыбкой и подмечает интересные смешные штрихи для новых работ…
На обратном пути из Тамбова в Москву поезд сделал двадцатиминутную остановку в Мичуринске. Ришар вышел на перрон и долго смотрел на полупустой ночной вокзал в российском захолустье. Сквозь большие окна было видно, как в зале ожидания спят на деревянных диванах люди. Куда-то к хвосту состава бежали женщины с баулами и покорными сонными детьми. Осмотрщик стучал молотком по колесам. Бабушка в телогрейке бойко шла вдоль поезда, предлагая купить самые настоящие мичуринские яблоки. За светофорами все тонуло в темноте, лишь слегка поблескивали рельсы. Ришар задумчиво курил сигару…
“Я обязательно приеду к вам. Я сниму здесь свое новое кино”, — сказал Ришар, прощаясь с Россией. Он и в самом деле скоро приедет. Нынешней зимой в Великом Устюге он будет снимать картину “Где живет Пьер Ноэль?” — добрую лирическую сказку, в которой сам сыграет “французского Деда Мороза”.
В перерыве между съемками месье Ришар ответил на наши вопросы.
— В апреле будущего года во Франции пройдет фестиваль русского кино, и вы решили возглавить его. Что побудило вас сделать этот шаг?
— Схожесть ситуаций во Франции и в России. К сожалению, и там и тут в кинотеатрах и на телевидении все большее пространство завоевывают американцы. Американские фильмы вытесняют французские с их собственного рынка. А уж для русского кино у нас места и вовсе не находится.
— Может, французы вообще не видят русские фильмы?
— Очень мало. Пожалуй, единственное исключение — фильм Андрея Звягинцева “Возвращение”, который собрал в свое время рекордное количество французских зрителей. А ведь в России сейчас появляются очень интересные фильмы. Поэтому и хочется с помощью фестиваля познакомить французов с современным русским кинематографом. Кстати, сейчас во Франции стало популярным смотреть иностранные фильмы с субтитрами. Я сам не люблю дублированное кино, предпочитаю слышать те интонации, которые звучат на площадке. Только так можно по-настоящему оценить мастерство актеров.
— Какие качества отличают русских от французов?
— Русские умеют из глубочайшей депрессии моментально переходить в состояние полной эйфории. И наоборот.
— А это не мешает работе?
— Это даже интересно. Штампов меньше.
— С кем еще из русских режиссеров вам бы хотелось поработать?
— Естественно, с Никитой Михалковым. Ради этого я бы выучил русский и научился бы купаться в снегу.
— Неужели и водку стали бы пить?
— Ну если бы режиссер потребовал для правдоподобия (смеется)…
— В России у вас очень много поклонников. Вы успели почувствовать это?
— О да! За эти дни я на чем только не оставлял автографы! Подписывал все: кепки, майки, бутылки с вином, разделочные доски. Единственное, чего я еще не подписывал в России — это контракт (смеется).
— Что для вас главное в жизни?
— Играть! Самое главное — это играть. Будь то кино, сцена, мюзикл или телесериал. Когда я просыпаюсь и знаю, что буду сегодня играть, — я чувствую себя прекрасно. Ведь для меня это скорее не работа, а отдых, удовольствие. Вообще, я человек очень ленивый и не смог бы заниматься чем-нибудь другим. Здесь же, в этой профессии, я не работаю, а развлекаюсь.
Руслан Витрянюк, генеральный продюсер кинокомпании РРР:
— Когда я прочитал сценарий Славы Рогожкина, сразу понял, что роль Кувалдина должен сыграть только Пьер Ришар. Я полюбил этого артиста еще ребенком, когда бегал множество раз в кинотеатр пересматривать фильм “Игрушка”. Когда мне было лет 8-9, я даже написал Ришару письмо — моя мама, учительница французского языка, помогла мне в этом. Она, конечно же, никуда его не отправила, но я был твердо уверен, что великий маэстро знает, что в Советском Союзе есть мальчик Руслан, почитатель его таланта. Тогда же, в один из новогодних праздников я загадал желание — познакомиться с Пьером Ришаром и пожать ему руку. И вот теперь я убеждаюсь в том, что чудеса действительно происходят.
«Труд-7» №196 за 20.10.2005
***