(МК). За последние годы гражданам настолько осточертели всевозможные реформы, что любые инициативы власти они в лучшем случае пропускают мимо ушей, в худшем — отзываются о них в самых нелестных выражениях. Тем не менее в череде новых законов попадаются и такие, которые могут весь привычный уклад жизни перевернуть с ног на голову. Среди них еще не вступивший в силу, но ставший скандально известным 131-й закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.

Со времен введения страховой медицины вряд ли найдется другой законодательный акт, который настолько сильно повлияет на жизнь всех и каждого. Ведь по нему одна часть власти передается администрациям и Советам депутатов, а другая, по сути, — народу, иными словами — органам территориального общественного самоуправления (ТОС). В Подмосковье уже сейчас действуют десятки ТОСов, сотни жителей размышляют об их создании. Так зачем же нужны ТОСы и какие проблемы помогают решить?

Обещанного годами ждут

    ТОСы можно организовать на разных территориальных уровнях, начиная от подъезда, многоквартирного дома и заканчивая группой микрорайонов. Чем крупнее ТОС, тем больше у него прав и обязанностей. Так, ТОС микрорайона может решать вопросы здравоохранения, школьного образования, досуга, бытового обслуживания, работы магазинов и т.д. А ТОС дома (иногда его называют ТСЖ — товарищество собственников жилья) дальше коммунального обслуживания и благоустройства при всем желании не замахнется. По крайней мере, пока не вступил в силу новый закон.

    Как правило, граждане сами не спешат брать на себя ответственность за свое благополучие. Благодаря советской власти в народе крепко засело стереотипное мнение о том, что инициатива наказуема. Но из любого правила бывают исключения. Город Дзержинский можно по праву считать столицей ТОСовского движения Подмосковья, поскольку здесь оно наиболее развито. Особенность Дзержинского варианта в том, что самоуправление здесь подняло голову не “снизу”, а поощрялось “сверху”. Администрация Дзержинского сама вышла к Совету депутатов с предложением создать в городе органы ТОС.

    — Сейчас город поделен на 8 комитетов общественного самоуправления, — рассказала нам председатель одного из первых в городе ТОСов, депутат городского Совета депутатов Антонина Никульцева. — А начиналось все с малого — создания ТОСов домов. Город у нас сравнительно молодой, новых домов много, а благоустройство как таковое отсутствовало. В октябре 1999 года я сама развесила объявления на подъездах своей шестнадцатиэтажки с просьбой жителей собраться. С тех пор у нас много что изменилось.

    Первым делом жители установили на собственные средства железную дверь и домофон. Тогда местные бюджеты на это деньги еще не выделяли. Организовали служебное помещение для консьержки, стали приучать детей к чистоте не только в квартирах. Новое дело настолько увлекло жильцов, что они с большим энтузиазмом взялись за благоустройство двора. На собранные деньги привели в порядок подъезд, огородили двор, превратив его в маленький оазис.

    — Мы были словно одержимы, — улыбается Антонина Кузьминична. — Скребли, мыли, красили по вечерам и выходным. И не зря. В 2001 году заняли первое место в городском смотре-конкурсе на лучший дом. В награду нам досталась табличка “Дом образцового содержания” и 160 тысяч рублей. Но денег мы не получили до сих пор.

    Обещанные деньги администрация попросту зажала. Антонина Никульцева успела за это время стать депутатом и, пользуясь возможностью, на каждом совещании долбила градоначальников нелицеприятным вопросом. Лишь в этом году, через четыре года, они соизволили дать отмашку на перевод денег. Мало того что приличную часть суммы съела инфляция, власти вычли из нее 17 тысяч за сделанное в доме освещение. Вот и участвуй потом в конкурсах…

    Несмотря на отдельные неприятные казусы, система территориального самоуправления действует в Дзержинском достаточно четко. Управление строится по вертикальной схеме. Так, в домах на каждом этаже выбран старший, который подчиняется председателю ТОСа. Если вопрос мелкий — достаточно собрания актива, если крупный — собирается весь дом. Всеми ТОСами в городе руководит МУ “Угреша Дзержинский”, руководителя которой назначает администрация. Данный факт жителей очень задевает:

    — Общественность города показала, что способна на многое. Теперь хотелось бы начать работать без всякого давления. Председатели ТОСов — выборные должности, а директор МУ — почему-то назначенное администрацией. Это противоречит самой идее общественного самоуправления.

    Но все-таки дзержинские ТОСы, как и большинство их подмосковных коллег в Звенигороде, Солнечногорске, Щербинке и других городах, стараются не враждовать с администрациями, а взаимодействовать с ними в конструктивном русле. Как говорится, не плюй в колодец… Однако в некоторых районах администрация всячески препятствует созданию ТОСов, и общественность невольно становится оппозицией местной власти. Парадоксально, но факт.

И есть никто, и звать никак…

    Планы о создании ТОС жители поселка Киевский Наро-Фоминского района вынашивают еще с прошлого года. К самоорганизации их сподвигло не только благочестивое желание благоустроить двор или обновить стены в подъезде. В ней они видят единственный способ прекратить беспредел, который творится в жилищно-коммунальном хозяйстве поселка.

    Надо знать предысторию, чтобы понять, о чем идет речь. До 1998 года Киевский являлся ведомственным поселком МПС и считался поселком железнодорожников станции Бекасово-Сортировочная, после чего был переведен в муниципальную собственность. Жилье для работников рельсо-шпаловой структуры строилось кое-как — благо проверять все равно никто не будет. Сооруженные на скорую руку панельные коробки на глазах трещат по швам. На все просьбы жителей обратить внимание на черные стены, затопленные фекалиями подвалы, огромные межпанельные щели администрация поселка пеняет на отсутствие денег.

    — Простите, а куда идут средства, которые мы платим за квартиру?! — не скрывает возмущения Галина Левченко. — За свою трешку площадью 54,1 кв. м, в которой прописаны 4 человека, я ежемесячно плачу 2953 рубля 45 копеек. При этом 491 рубль (21% всех начислений) якобы идет на текущий ремонт. И где он? За 16 лет, что мы живем в своем доме, его ни разу не ремонтировали!

    Обычно, когда жители не платят за услуги ЖКХ, их грозят выселить в общежитие. А куда выселять родных коммунальщиков, когда они не предоставляют оплаченные услуги? Ведь общий процент сбора коммунальных платежей по поселку Киевский составляет 99%. Население исправно платит за “коммуналку”, несмотря на постоянный рост тарифов. Только в этом году он составил по содержанию и ремонту жилья — 16%, по теплоэнергии — 41%, по водоснабжению — 50%, по канализованию — 42%, по вывозу мусора — 68%. Цены растут, а качество услуг остается на прежнем уровне.

    Причем районной администрации это прекрасно известно. В поселок приезжала комиссия из управляющей комиссии ЖКХ и обнаружила, что в 23 (!) домах из общих 26 подвалы залиты водой, потому что повсеместно текут системы канализации, водоснабжения и отопления. В некоторых домах канализация вообще забита. В одном доме инспектора нашли рассадник блох. В большинстве подъездов отсутствует отопление, осыпается штукатурка. Сгнившие рамы, протекающие крыши и межпанельные швы, постоянная сырость, желтая вода (с повышенным содержанием железа) — отчаянию жителей нет предела. Те же самые нарушения обнаружила и государственная жилищная инспекция по Московской области, которая за последнее время наведывалась в поселок дважды. Реакция местной администрации и коммунальщиков на визиты высоких инспекторов оказалась нулевой.

    Возмущенные жители собрались на общий сход и напрямую попросили администрацию рассказать, как она радеет за своих жителей. Кроме десятка квадратных метров асфальта и новой остановки, чиновникам за годы работы предъявить было нечего. Но сам факт назревшего народного гнева их очень возмутил, и в еще не созданном, но обозначившемся ТОСе они увидели врага номер один. В местной прессе была развернута целая антитосовская PR-кампания, инициативную группу обвиняли в подделке подписей на петиционных листах, дело едва не дошло до вмешательства милиции. Впрочем, жителям и без нее хлопот хватило.

    — Для создания ТОСа поселка необходимо предъявить генплан и число избирателей, — говорит один из инициаторов “киевского” движения Светлана Ковальчук. — Но ни того, ни другого добиться не могли. Все, начиная от местной администрации, районного отдела архитектуры и заканчивая Главархитектурой, нам отвечали, что МПС генплан поселка им не передавал. Только сейчас ведется его разработка.

    Без плана-схемы с обозначением территориальных границ поселка и правовых документов на дома с прилегающей территорией ТОС не имеет возможности зарегистрироваться. Поэтому жители Киевского попали в замкнутый круг. Даже ТОС отдельно взятого дома для них является неосуществимой мечтой. Этот тот самый случай, когда закон вроде и писан, но не для всех. Причем не один закон. Кроме федерального в Подмосковье действует закон “Об основах территориального общественного самоуправления в Московской области”. В самом Наро-Фоминском районе существует Положение “Об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в Наро-Фоминском районе”. Отдельная статья посвящена ТОСам в уставе района. Проку, правда, от этого никакого.

    — Мы все равно должны создать ТОС, — считает Ольга Поддубная. — Без него мы полностью бесправны. Стоит обратиться в какую-либо инстанцию, нам с вызовом бросают: “А кто вы такие?”

Делиться надо

    Один в поле не воин — справедливо гласит народная мудрость. Не реши “киевские” объединиться, их просьбы, обращенные к власти всех уровней, долго бы оставались для той пустым звуком. Сейчас районная администрация пообещала впредь целенаправленно выделять средства из бюджета на ремонт жилого фонда поселка. Правда, пока только на словах. Зато жилищная инспекция Московской области на деле подала исковое заявление в Наро-Фоминский суд на киевские коммунальные службы, так как не было даже попытки устранения многочисленных нарушений. Сами жители, пусть пока у них и не получилось создать ТОС, собираются тоже подавать иск о перерасчете тарифов ЖКХ в сторону уменьшения. Платить за дырку от бублика не будет ни один здравомыслящий человек.

    Можно привести массу примеров, когда ТОСы помогали решить жителям проблему контроля услуг и тарифов ЖКХ, установки двухтарифных электросчетчиков, обустройства жилого пространства от лестничной площадки до микрорайона. Новый закон о самоуправлении еще больше расширит их полномочия. У них появится законодательно закрепленная компетенция по решению вопросов местного значения, проще говоря — долгожданная власть. Правда, берут большие сомнения, что местные администрации и Советы депутатов захотят ею делиться с простыми жителями…

   

    КАК СОЗДАТЬ ТОС

    Создание ТОСа состоит из двух этапов: учреждение и регистрация в государственных органах.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП:

    1. Выбрать инициативную группу (ИГ) не менее 10 человек для подготовки учредительной конференции и составить протокол о ее создании.

    2. Определить территорию, на которой будет создан орган ТОС, сообщить в местную администрацию дату и место проведения учредительной конференции, приложив протокол о выборе ИГ и план-схему границ ТО.

    3. Получить в ЖЭУ справку о количестве совершеннолетних жителей на территории создаваемого ТОСа.

    4. Развесить или разложить по почтовым ящикам листовки, объясняющие жителям, что такое ТОС и зачем он создается.

    5. Определить количество делегатов на предстоящую конференцию: один делегат от 50 жителей. Заполнить на каждого делегата петиционный лист путем собрания жителей или обхода квартир. Нужно собрать на каждом петиционном листе более 50%, т.е. не менее 26 подписей (лучше 27—28).

    6. Подготовить Устав ТОСа.

    7. На конференции собравшиеся делегаты утверждают территорию ТОСа, принимают его Устав, выбирают Совет и контрольно-ревизионную комиссию (3 чел.). Совет ТОСа выбирает Председателя. Составляется протокол учредительного собрания.

    С даты проведения учредительной конференции и регистрации устава уполномоченным органом местного самоуправления ТОС считается созданным.

    8. Отправить в администрацию и Совет депутатов уведомительные письма о создании ТОСа с обращением все дальнейшие действия на вашей территории в обязательном порядке согласовывать с Советом ТОСа.

    ВТОРОЙ ЭТАП

    Регистрация ТОСа в госорганах в качестве юридического лица. Ее можно и не проходить, но тогда и не будет дополнительных возможностей. Юридическое лицо дает право обращения в суд, возможность получать и распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами и многое другое.

   

    НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

    На протяжении веков общественные интересы в Российской империи защищали волостные, сельские, казачьи общины — прототипы современных ТОСов. Насколько эффективно — отдельный разговор. Однако основные вопросы местного значения решались крестьянами именно на сходах, где практически каждому давалась возможность напрямую высказать свое мнение. А с 1891 года эти устойчивые традиции в России были окончательно узаконены.

    Советская власть ушла еще дальше всех и пусть не на деле, так хотя бы на словах возвела народные интересы в главную направляющую силу: “Вся власть — Советам!”. Но на самом деле, как показала мать-история, общественный интерес ловко подменила на собственный интерес “мудрая” коммунистическая партия.

    Сегодня общественное самоуправление обретает второе рождение. ТОСы, точно грибы после дождя, начали появляться сначала в столице, крупных городах, а затем и на периферии. Их задача — заявить о себе местной власти, отстаивать свои права и решать проблемы ЖКХ. Некоторым ТОСам это действительно удается, но таких, к сожалению, меньшинство…

   

    А УПРАВЛЯТЬ — БЕСПЛАТНО

    В Подмосковье определены полномочия должностных лиц местного самоуправления (глав мунов, депутатов), которых избрали на выборах 4 сентября этого года. Для этого законы Московской области специальным постановлением правительства “подогнали” под федеральные. Отныне депутаты и главы будут сами выбирать форму своей работы: только на постоянной основе или в иной форме, которая будет прописана в уставе муниципального образования. С другой стороны, работать на постоянной основе “избранным” будет по крайней мере первое время весьма проблематично, поскольку бюджеты новых мунов еще не сформированы. Так что не исключено, что на хлеб насущный главам и депутатам придется зарабатывать на стороне, а управлять своими территориями — пока бесплатно. Вот и посмотрим, насколько хорошо у них получится разделять и властвовать абсолютно безвозмездно.

   

Московский Комсомолец

от 19.10.2005

Светлана ЛОГВИНОВА.

Автор фото: МАРАТ АБУЛХАТИН

Московский Комсомолец

***