Жертвы собственной безопасности. Автомобильные "оборотни" оказались деловыми людьми
Очередной скандал назревает в МВД России в связи с деятельностью департамента собственной безопасности (ДСБ, ранее — ГУСБ), прославившегося разоблачением «оборотней в погонах» всех мастей. На этот раз, правда, речь идет не о новых арестах коррупционеров, а, наоборот, об угрозе провала одного из таких прежних дел. Год назад представители ДСБ с помпой объявили о разоблачении Резо Беридзе и Александра Бережного — руководителей столичной фирмы «ВИА-авто», представлявшей в России интересы крупнейших европейских страховщиков. >>>
По версии ДСБ, они, вместо того чтобы заниматься розыском и возвратом в Европу угнанных машин, ввезенных в Россию, сами похищали эти машины, а потом продавали здесь же, в России. Причем тогда борцы с «оборотнями» официально, через свою пресс-службу, утверждали, что раскрыли аферу о хищении сотен дорогостоящих иномарок, а сами представители «ВИА-авто» якобы были связаны с чеченскими боевиками и лично знакомы с такими известными личностями, как Салман Радуев и Шамиль Басаев. Однако, просидев почти в год в тюрьме, в конце этого лета гг. Беридзе и Бережной были судом оправданы и освобождены. Более того, оказалось, что на самом деле их обвиняли в хищении вовсе не сотен и даже не десятков машин, а только двух. Пока же вся эта история тянулась, трагически погиб немецкий партнер «ВИА-авто» Вальтер Шмельцинг — не вынеся обвинений в связях с чеченскими террористами и последовавшего банкротства, он покончил с собой.
На днях, 17 октября, Мосгорсуд отменил решение суда первой инстанции по этому делу, направив его на новое рассмотрение. Однако сами обвиняемые таким исходом дела остались довольны, полагая, что на этот раз суд даст более полную оценку незаконным, по их мнению, действиям сотрудников ДСБ.
В результате теперь уже сами Резо Беридзе и Александр Бережной решили рассказать, что же с ними произошло. «Уголовное дело против нас было сфабриковано сотрудниками ГУСБ, которые хотели отнять у нас бизнес в отместку за то, что мы сотруднику ДСБ Тимченко составляли конкуренцию, — заявил «Времени новостей» Александр Бережной.
До того как стать бизнесменом, Бережной работал в МВД. После его ареста в ДСБ рассказывали, что уволен он был за связи с известными чеченцами — он якобы учился когда-то в одном классе с Салманом Радуевым и дружил с Шамилем Басаевым. «Это полная чушь, — заявил г-н Бережной. — Я действительно родился в Грозном, но с Басаевым не был никогда знаком, а с Радуевым у меня вообще разница в три года, и быть его одноклассником я физически не мог. Это придумали в ДСБ только для того, чтобы придать всей истории с нашим арестом хоть какое-то правдоподобие и помпезность. По нынешним временам, «чеченский след» — лучшая «страшилка» для общественности. И это при том, что с ДСБ наша фирма раньше тесно сотрудничала, мы делились с ними информацией, во многом помогали, и там прекрасно знали, кто я и откуда. В том числе и то, что я работал в ЦРУБОПе и занимался там борьбой именно с чеченскими преступными группировками».
После ухода из органов Александр Бережной устроился в «ВИА-авто», где занял пост заместителя гендиректора. Эта фирма по поручению европейских страховых компаний занималась поиском и возвратом в Германию угнанных там машин. За несколько лет, как рассказал г-н Бережной, в Европу было возвращено большое количество автомобилей. Угнанные иномарки находили не только у простых граждан, но и у весьма известных персон. «ВИА-авто» также принимала участие в расследовании целого ряда нашумевших уголовных дел. Например, следователя прокуратуры Юго-Восточного округа Москвы Салмана Рзаева, который находил угнанные машины, а затем вымогал деньги с их владельцев за легализацию авто, а также сотрудников 6-го МРЭО ГИБДД Северо-Восточного округа Москвы, занимавшихся постановкой на учет ворованных автомобилей, оперативное сопровождение которого, кстати, вело ДСБ. Однако плодотворное сотрудничество коммерсантов и милиции закончилось в сентябре прошлого года. Сначала в офисе фирмы был задержан ее гендиректор Резо Беридзе, а затем и его заместитель. Наручники на Александра Бережного надели прямо в кабинете замначальника ГУСБ Николая Коробова. По словам г-на Бережного, генерал был с ним в дружеских отношениях и сам пригласил его в гости в тот день.
В операции по задержании бизнесменов и проведению у них обысков были задействованы более 50 сотрудников ДСБ. Тогда ДСБ отрапортовало об очередной крупной победе. Будто руководителей «ВИА-авто» в обмане уличили их германские коллеги, которые и обратились в ДСБ, оперативники которого и вскрыли аферы с сотнями машин. По версии следствия, бизнесмены находили угнанные в Европе иномарки, но вместо того, чтобы возвращать их, продавали в России по рыночным ценам. Речь при этом, как правило, шла о престижных иномарках стоимостью не менее 100 тыс. долл. По версии ДСБ, деньги бизнесмены оставляли себе, а иностранцам говорили, что либо машину не нашли, либо она находится в ужасном состоянии, и переправляли им сущие копейки.
Следствие по делу «ВИА-авто» шло почти год, но доказать причастность Бережного и Беридзе в суде первой инстанции хотя бы к одному мошенничеству не удалось. Все предоставленные доказательства вины были признаны судом либо сфальсифицированными и недопустимыми, либо надуманными и ничем не подтвержденными. Как следует из приговора, ни один из свидетелей обвинения не смог внятно объяснить свои претензии к предпринимателям. В итоге дело фактически развалилось, и 4 августа Замоскворецкий суд Москвы оправдал руководителей «ВИА-авто» и выпустил их на свободу.
Как выяснилось на суде, инициатором возбуждения уголовного дела против руководителей «ВИА-авто» стал сотрудник ДСБ Юрий Тимченко, который был в дружеских отношениях с Резо Беридзе. «Мы познакомились, когда он был простым опером в ОВД «Замоскворечье». За деньги он «пробивал» нам по базам угнанные машины, затем я помог ему написать кандидатскую диссертацию о методах работы Интерпола с угнанными машинами. Тимченко мы считали другом», — рассказал Резо Беридзе.
Конфликт между друзьями произошел после того, как Тимченко перешел в ГУСБ, где стал ловить своих прежних коллег. «В 2002 году был задержан следователь Салман Рзаев, — рассказал г-н Беридзе. — Тогда Юра предложил нам покупать информацию об угнанных машинах из так называемого «списка Рзаева». Всего в списке было несколько тысяч иномарок, угнанных в Европе и попавших в Россию, и, сами понимаете, на какой дополнительный заработок рассчитывал милиционер. Мы от его услуг отказались, так как этот список у нас уже был. Обиженный Тимченко, по-видимому, не смог простить отказа и решил организовать альтернативную фирму по поиску и возврату угнанных машин, а заодно и убрать конкурентов. Это все я, кстати, говорил и на суде».
Из показаний покойного Вальтера Шмельцинга, данных им в прокуратуре Германии, следует, что началось все зимой 2003 года, когда его, как представителя интересов ряда европейских страховых компаний, пригласили в ГУСБ МВД России для проведения доверительной беседы. В ходе ее Шмельцингу было объявлено, что его российские партнеры, руководители «ВИА-авто», откровенно говоря, мошенники. В связи с этим немцу было предложено написать на партнеров заявление о привлечении их к уголовной ответственности, но Шмельцинг, удивившись, попросил сотрудников ГУСБ предоставить доказательства, поскольку до этого у него никаких подозрений в отношении российских бизнесменов не возникало. Тогда представители ГУСБ сообщили, будто две автомашины (находившиеся в розыске и найденные в России) фирмой «ВИА-авто» скрыты от немецкой стороны, то есть попросту похищены. Но педантичный немец проверил обе машины и выяснил, что по одной машине заключено мировое соглашение и машина выкуплена у страховой компании новым владельцем, а вторая находится в Германии, и по ней давно все вопросы решены. Но в ГУСБ тем не менее настойчиво потребовали от немца сменить партнера на «их» человека — Сергея Лосева. На этой встрече в ГУСБ Шмельцингу были предложены несколько ворованных автомобилей BMW, которые он может вернуть обратно в Германию, но для этого он должен выдать доверенность не «ВИА-авто», а г-ну Лосеву, и Шмельцинг выдал доверенность на ведение дел по трем BMW. Кстати, по словам его вдовы Ларисы Шмельцинг, Вальтер заплатил Лосеву по 10 тыс. евро за каждое возвращенное BMW. Стоит отметить, что руководителям «ВИА-авто» Сергей Лосев также был известен. По словам Резо Беридзе, фамилию этого человека он часто слышал от российских владельцев угнанных в Европе машин, с которыми его фирме приходилось вести гражданские процессы. Многие добросовестные приобретатели говорили, что злополучные иномарки они покупали именно у этого человека. Также г-н Беридзе слышал, будто некоторые знакомые г-на Лосева знали его еще и по прозвищу Слон.
После встречи в ГУСБ Вальтер Шмельцинг был приглашен в ресторан, где сотрудник ГУСБ Тимченко, с которым он был хорошо знаком на протяжении пяти лет, снова ему предложил сотрудничество и поддержку со стороны правоохранительных органов России. Суть предложения, как рассказывал друзьям и партнерам сам Шмельцинг, заключалась в том, что милиционеры предоставляли бы ему информацию о местонахождении угнанных машин, а Шмельцинг бы ее покупал — за автомашину среднего класса по 5 тыс. евро, а за автомашину класса люкс — 10 тыс. евро. Поскольку несколькими часами ранее сотрудники ГУСБ рассказывали г-ну Шмельцингу, как они борются с коррупцией, такой поворот дела поверг немца в шок, и он на всякий случай все разговоры с Тимченко записал на диктофон. Взволнованный немец обратился в свое посольство к представителю криминальной полиции Германии в Москве Франку Хельмуту, который сообщил, что ему позвонил некий «большой человек» из российской милиции и попросил его встретиться. На эту встречу в посольство Германии пришел опять же г-н Тимченко, который, как рассказывал Вальтер Шмельцинг, опять настойчиво потребовал от него работать не с «ВИА-авто», а с Сергеем Лосевым.
Понимая, что от него не отстанут, Шмельцинг тогда выдал Лосеву рукописную доверенность. Сделал он это, правда, в Германии, зная, что в России она не имеет никакой юридической силы. По закону, доверенность, выданная на территории другого государства, для предъявления на территории России должна иметь апостиль, то есть должна быть легализована специальным нотариусом.
Тем не менее именно на основании этого документы в июне 2004 года г-н Лосев написал в ГУСБ заявление о том, что руководители «ВИА-авто» якобы скрыли и похитили большое количество машин, тем самым нанеся ущерб интересам европейских страховщиков. Хотя весь материал ограничивался лишь заявлением и не имеющей никакой юридической силы рукописной доверенностью, написанной на немецком языке без перевода на имя г-на Лосева, в считанные дни Главное следственное управление (ГСУ) при ГУВД Москвы возбудило уголовное дело по ст. 159 УК — мошенничество в крупном размере. А спустя три месяца в рамках этого дела были арестованы Беридзе и Бережной.
Узнав об арестах, Вальтер Шмельцинг тут же написал письмо руководителю ГУСБ Константину Ромодановскому и генпрокурору Владимиру Устинову, в котором заявил, что никаких претензий ни у него самого, ни у страховых компаний, чьи интересы он представляет, к «ВИА-авто» нет, и просил разобраться в ситуации. Но до адресатов эти письма почему-то не дошли. А вместо этого представители ДСБ оповестили СМИ, будто в махинациях с угнанными машинами замешаны не только Беридзе и Бережной, но и сам Вальтер Шмельцинг. После этого немцу ничего не оставалось, как уехать в Германию. Но неприятности его на этом не закончились.
Российские милиционеры и г-н Лосев, как утверждает Лариса Шмельцинг, стали названивать ему по телефону, требуя все-таки написать заявление на «ВИА-авто», и открыто угрожали, что, если он этого не сделает, то окажется в российской тюрьме, а «в российских тюрьмах кормят плохо». Более того, вскоре оперативно-следственная группа по делу «ВИА-авто» направила в полицию Германии спецсообщение, в котором говорилось о том, что Вальтер Шмельцинг входит в международную организованную преступную группировку. В связи с этим в январе 2005 года в Германию прибыли г-н Тимченко и следователь ГСУ Кружилин, которые провели у г-на Шмельцинга обыск и допросили его. Прокуратура Германии тогда по материалам из России даже возбудила уголовное дело в отношении Шмельцинга. Через некоторое время, правда, все обвинения с него местные власти сняли. Однако обвинения в связях с «русской мафией» и террористами сделали свое дело — Вальтер Шмельцинг стал банкротом, и 4 апреля 2005 года покончил жизнь самоубийством. В своем предсмертном письме он прямо обвинил в своей смерти Лосева и его друзей. И уже недавно прокуратурой Германии было возбуждено уголовное дело уже по факту убийства г-на Шмельцинга.
Беридзе и Бережной тем временем дожидались суда в СИЗО. Процесс начался в июле и закончился тем, что дело полностью развалилось, а оба бизнесмена были оправданы и освобождены. На суде свидетель Лосев не смог внятно объяснить, почему он обратился за помощью в ГУСБ, а не в обычное отделение милиции. Адвокаты же обвиняемых доказали, что Лосев не являлся представителем Шмельцинга и не имел никакого права обращаться в милицию от его имени. Свидетель, утверждавший, что Беридзе продал ему ворованный «Мерседес», от своих показаний на суде отказался, заявив, что оговорил коммерсантов, потому что на него оказывалось давление со стороны сотрудников ГУСБ. Наконец борцам с «оборотнями» не удалось доказать ни одного факта мошенничества с иномарками. А два «Мерседеса», в хищении которых и обвиняли Беридзе и Бережного, как оказалось, находились просто на ответственном хранении в «ВИА-авто». Как установил суд, вопрос о передаче одной из автомашин Вальтеру Шмельцингу к моменту арестов уже был решен, а другая просто ожидала проведения экспертизы, поскольку у нее оказались перебиты идентификационные номера. Кроме того, в деле были обнаружены и откровенные несуразицы. Так, следствие, доказывая факт похищения одной из машин, приобщило к делу заключение эксперта о ее идентификации …по отпечатку протектора шин. Формально получалось, что вроде бы экспертиза проведена, а вот о чем она свидетельствует, осталось полной загадкой. Какое отношение этот отпечаток имел к истории с хищением машин, осталось совершенно непонятно.
В результате обвинение в мошенничестве с руководителей «ВИА-авто» было снято за отсутствием в их действиях состава преступления. Правда, при этом суд все же наказал г-на Бережного штрафом в 10 тыс. руб. по ст. 312-1 УК РФ, посчитав его виновным в совершении незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту. Однако к делу о собственно предполагаемом хищении машин этот эпизод отношения не имел, и, как полагает г-н Бережной, он стал следствием просто юридического казуса. Суд углядел признаки ст. 312-1 лишь в том, что г-н Бережной одну из арестованных машин — для обеспечения ее же сохранности — перегнал с открытой стоянки в гараж.
Стоит отметить, что решением Мосгорсуда, в понедельник отменившего оправдательный приговор по делу Бердизе и Бережного и направившего его на новое рассмотрение, как ни странно, остались довольны обе стороны. Г-н Бережной отметил, что вердиктом Замоскворецкого суда он не был удовлетворен и вместе со своими адвокатами требовал его отмены, считая, что ничего незаконного и с арестованной машиной не совершал. Кроме того, руководители «ВИА-авто» полагают, что суд первой инстанции не дал должной оценки незаконным, по их мнению, действиям сотрудников милиции.
Представители ДСБ в свою очередь вчера отметили, что решение Мосгорсуда, наоборот, подтвердило их подозрения в отношении гг. Беридзе и Бережного. «Оправдательный приговор Замоскворецкого суда у нас вызвал удивление, — отметили в ДСБ. — Стоит отметить, что в расследовании этого дела участвовали не только мы, но и следственные органы, которые и давали оценку действиям Беридзе и Бережного. Причем прокуратура согласилась с нашей версией, и на суде гособвинитель посчитал вину руководителей «ВИА-авто» полностью доказанной и требовал для них наказания в виде реального лишения свободы на восемь лет каждого. Однако суд почти все доводы почему-то не воспринял. Кстати, насколько известно, Мосгорсуд отменил решение Замоскворецкого суда именно по представлению прокуратуры. И полагаем, что новый состав суда даст надлежащую оценку этому делу».
Уже на днях, как рассказал г-н Бережной, он вновь, впервые после освобождения, побывал в ДСБ на Большой Пионерской улице, чтобы забрать конфискованный у «ВИА-авто» после его ареста «Мерседес-CL-500». Оказалось, что пока машина там находилась, с нее таинственным образом пропали аккумулятор, дорогостоящий CD-changer, огнетушитель и даже аптечка.
Борис КОРАБЛЕВ, Алексей ГРИШИН
Время новостей
N°194
19 октября 2005
***