«Ладу» соображают на троих. В финансировании клуба АвтоВАЗа могут принять участие ГК СОК и облправительство
По данным „Ъ“, администрация Самарской области ведет переговоры с группой компаний СОК и ОАО «АвтоВАЗ» о совместном финансировании тольяттинского хоккейного клуба «Лада». Параметры возможного соглашения пока не разглашаются, однако известно, что общая сумма финансирования будет составлять порядка $20-25 млн. Эти переговоры стали целесообразными после того как, Волжский автозавод сократил расходы на «Ладу» до $6 млн.
Финансовый кризис в тольяттинском хоккейном клубе «Лада» начался 7 октября, когда руководство ОАО «АвтоВАЗ» приняло решение об уменьшении с ноября нынешнего года бюджета команды с $22 млн до $6 млн. «Руководствуясь принципами экономической целесообразности и не желая продолжать участие в развернувшейся в последние годы гонке бюджетов, а также в целях сохранения условий для развития хоккея в городе и создания базы на будущее, в хоккейном клубе «Лада» принято решение об изменении экономической политики клуба и, в частности, политики формирования команды. Предпочтение будет отдаваться молодым и амбициозным игрокам, имеющим невысокие контракты, а также делаться упор на подготовку своих воспитанников», — заявило руководство вол-жского автозавода. После этого решения стало очевидно, что при таких условиях «Лада» не сможет на равных конкурировать с ведущими клубами суперлиги.
Ъ Заводская команда Волжского автозавода основана в 1976 году. Пять сезонов провела во второй лиге СССР (третий дивизион чемпионата), десять — в первой лиге (второй дивизион), один — в высшей лиге СНГ (первый дивизион), четыре — в Межнациональной хоккейной лиге, три — в Российской хоккейной лиге, пять — в Профессиональной хоккейной лиге (суперлига). С начала своего существования команда называлась «Торпедо», в 1989 году сменила свое название на «Лада». В 1990 году был создан профессиональный хоккейный клуб «Лада» и приглашен главным тренером Геннадий Цыгуров. В сезоне 1993/1994 тольяттинская команда выиграла золотые медали по итогам регулярного сезона и Кубок Межнациональной хоккейной лиги в серии плей-офф. В чемпионате МХЛ 1995/96 годов. «Лада» вновь стала чемпионом. В декабре 1996 года команда в германском Оберхаузене выиграла последний клубный Кубок Европы. С лета 2001 года команду возглавляет Петр Воробьев, под руководством которого «Лада» за три сезона дважды выигрывала бронзовые медали, а в сезоне 2004-2005 годов. стала серебряным призером.
Как стало известно „Ъ“, принять участие в судьбе «Лады» решило правительство Самарской области. По данным „Ъ“, сейчас областные власти ведут переговоры с АвтоВАЗом и ГК СОК о совместном финансировании бюджета команды. Если эти переговоры увенчаются успехом, то, по неофициальной информации, бюджет «Лады» составит порядка $ 20-25 млн.
Как сообщил „Ъ“ заместитель руководителя департамента по физической культуре и спорту администрации самарской области Владимир Дмитриев, «разговоры о подобном соглашении действительно ведутся». «К сожалению, я не присутствовал при этом разговоре, поскольку был в командировке, поэтому точно сказать о том, что там анонсировалось, не могу», — заметил господин Дмитриев. В то же время пресс-атташе клуба «Лада» Надежда Бабрышова заявила „Ъ“, что «на данный момент руководство клуба никак не комментирует эту информацию. Но мы надеемся, что подобные переговоры действительно ведутся и соглашение будет подписано». В свою очередь, вице-президент ПХЛ Владимир Шалаев заметил, что «если у «Лады» появятся новые инвесторы, то мы можем это только приветствовать».
В группе компаний СОК как-либо комментировать информацию о своем участии в финансировании тольяттинского хоккейного клуба отказались.
Отметим, что если соглашение о трехстороннем финансировании ХК «Лада» будет подписано, то ГК СОК и облправительство станут крупнейшими инвесторами самарского спорта. Сейчас обе структуры уже принимают участие в финансировании футбольного клуба «Крылья Советов».
Как сообщил „Ъ“ источник в облправительстве, подобное развитие событий не должно вызывать удивления. «Сейчас соковцы стараются активно изменить свой имидж в глазах общественного мнения, который, прямо скажем, сейчас скорее негативный, чем позитивный. Вложения в спорт могут быть одними из самых эффективных шагов для достижения этой цели. К тому же не стоит забывать о тесных связах ВАЗа и СОКа», — сообщил „Ъ“ источник.
Стоит отметить, что пока остается неясным, каким образом будет решаться вопрос о строительстве в Тольятти нового хоккейного дворца. Дворец спорта «Волгарь», в котором сейчас играет «Лада», не отвечает требованиям профессиональной хоккейной лиги к клубам элитного дивизиона, которые войдут в силу с сезона 2007-2008. Новый Дворец спорта АвтоВАЗ собирался начать строить этой осенью и завершить строительство к началу сезона 2007-2008. На данный момент возведение арены так и не началось. В то же время Владимир Шалаев заявил „Ъ“, что «решение о вместимости хоккейных дворцов останется незыблимым. Нам нельзя давать послабления».
„Ъ“ будет следить за развитием событий.
АЛЕКСЕЙ БУРДЮК
История кризиса
В сезоне 2004-2005 годов бюджет ХК «Лада», по неофициальным оценкам, составлял порядка $45 млн. Это было вызвано локаутом в NHL, из-за которого в российской суперлиге выступали множество высокооплачиваемых игроков из заокеанских клубов. Перед началом сезона этого года руководство клуба, несмотря на окончания локаута, заявило, что бюджет команды не будет уменьшен. Однако тогдашнему генеральному менеджеру «Лады» Леониду Вайсфельду были выделены всего $22 млн. В этой связи клубу не удалось ни сохранить в своем составе прошлогодних звезд (Виктора Козлова, Дайнюса Зубруса, Дмитрия Афанасенкова и финского вратаря Юсси Маркканена), ни подписать контракты с новыми игроками высокого уровня. Провал селекционной кампании привел к увольнению Леонида Вайсфельда. 16 сентября на его место пришел Сергей Михалев, уже работавший в структуре клуба в 1990-1999 годах. 7 октября АвтоВАЗом было принято решение о сокращении бюджета команды еще на 75% (до $6 млн), а также о сокращении части управленческих должностей, в том числе и «генерального менеджера». Кризис в «Ладе» привел к тому, что генеральный директор магнитогорского «Металлурга» Геннадий Величкин предложил провести экстренное совещание руководителей клубов российской суперлиги для обсуждения ситуации в тольяттинской команде. Это совещание пройдет в ближайшие дни.
САМАРА №197 от 19.10.2005, СР
*