Во вторник в Москве умер бывший член высшего советского руководства горбачевской поры и один из инициаторов перестройки Александр Яковлев. Ему был 81 год. Александр Яковлев считается одним из главных идеологов перестройки. Он начал свою карьеру в партийных органах еще в 1950-е годы, но несогласие с линией тогдашнего советского руководства привело к его «опале», которая выразилась в почетной ссылке послом в Канаду в середине 1970-х. Сам Яковлев неоднократно указывал, что причиной стало его несогласие с попытками частично восстановить культ личности Сталина. >>>

В большую политику он возвратился, когда у руля КПСС стал Михаил Горбачев. В 1986 году Яковлев занял пост секретаря ЦК, в 1987 году вошел в состав политбюро.

Он считается одним из главных вдохновителей политики «гласности», разоблачения преступлений, совершенных в сталинскую эпоху, реабилитации незаконно репрессированных.

Именно Яковлев настоял на обнародовании секретных протоколов к советско-германскому пакту Молотова-Риббентропа 1939 года, на основании которых страны Балтии отходили в советскую зону влияния и были позже включены в состав СССР.

В постсоветский период Яковлев ушел из большой политики.

На протяжении многих лет он являлся главой комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий.

Реакция в России

На смерть Яковлева активно отозвались российские политики и общественные деятели.

Бывший президент СССР Михаил Горбачев назвал смерть Александра Яковлева потерей для сторонников свободы и демократии.

«Смерть Александра Николаевича — это большая потеря для всех, кто связал свою судьбу с борьбой за свободу, за демократию — и все они воспринимают его смерть с большим сожалением и горечью», — сказал Горбачев.

«Яковлев — фронтовик, и война предопределила в нем многое на всю жизнь. И как многие фронтовики, уже в мирное время он стремился принести максимальную пользу людям и своей стране», — сказал бывший советский лидер.

Он также отметил, что Яковлев «по характеру не мог быть равнодушным, остро реагировал на все происходящее — особенно на несправедливость».

«Он всецело включился в перестроечные процессы и был им верен до конца своей жизни», — подчеркнул последний генсек ЦК КПСС.

Директор института экономики переходного периода Егор Гайдар назвал его смерть «очень тяжелой потерей для России».

«Я принадлежу к другому поколению. Тем не менее, могу утверждать, что мы были друзьями с Александром Николаевичем», — сказал Гайдар Интерфаксу.

Он отметил, что «есть вещи, которые люди, особенно молодые, не очень умеют ценить, в частности, право читать, что хочешь, право смотреть, что хочешь, ездить за границу, иметь возможность выступать по проблемам твоей страны».

«Александр Николаевич сделал очень многое, чтобы все это — все наши свободы — стали элементами повседневной жизни, к которым мы привыкли».

Заместитель руководителя партии «Яблоко» Сергей Иваненко заявил, что Яковлев «был одним из лидеров, если не главным идеологом, перестроечных процессов еще в бывшем Советском Союзе. И его вклад в то, что в России сегодня есть реальная свобода, невозможно переоценить».

Заместитель председателя Федерального политсовета СПС Леонид Гозман считает смерть Яковлева невосполнимой потерей.

«Это невосполнимая потеря. Он фактически раскрыл нам нашу историю, сохранил память о тех, кто стал жертвами советского режима», — подчеркнул он.

«Яковлев никогда не занимал первых постов, но не признать величия его личности нельзя. Все, что он делал, основывалось не на власти, а на моральном авторитете, на его внутреннем стержне и убеждении в правильности того, что он делал», — сказал Гозман.

Первый президент России Борис Ельцин отметил значительную роль Александра Яковлева в демократизации страны.

«Александр Николаевич на протяжении всей своей жизни сделал много для становления демократии в современной России. У меня навсегда останутся в памяти наши встречи, его неординарные взгляды на современную историю», — уверен он.

Почетный президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский считает, что «Александр Николаевич, к которому я относился с огромным уважением, это мудрый человек, который еще до начала перестройки проявил себя как политик демократических убеждений».

Он вспомнил также конец 80-х годов и события в Нагорном Карабахе.

«Я проработал в Карабахе два года в довольно сложной ситуации, мягко говоря, в специфических условиях. И Александр Николаевич в самый разгар событий — в 88-м году — был направлен Михаилом Горбачевым в Армению, в то время как в Азербайджан командировали другого члена Политбюро Егора Лигачева. Так вот, после той поездки Яковлев пришел к убеждению, что Карабах должен получить наивысшую степень автономии — практически независимость», — заявил Вольский.

Исполнительный директор правозащитной организации Московская Хельсинкская группа Нина Таганкина отметила, что Яковлев внес большой вклад в реабилитацию жертв политических репрессий.

«Александр Яковлев стоял у истоков многих преобразований в нашей стране, в частности, добивался реабилитации жертв политических репрессий и признания государством своих ошибок. Жаль, что такие люди уходят», — сказала она.

Один из видных деятелей ЛДПР Алексей Митрофанов считает Яковлева «одним из столпов перестройки, горбачевского режима».

«У него — сложная биография, для некоторых это очень негативная фигура, хотя, на мой взгляд, его роль в перестройке несколько преувеличена», — полагает представитель ЛДПР.

Митрофанов считает, что в середине перестройки Яковлев должен был создать новую партию — демократическую, которая, в конце-концов привела бы к созданию в России двух-трехпартийной системы. «Это был исторический момент, который был, однако, упущен Яковлевым».

Реакция в мире

Коллега Яковлева по горбачевскому политбюро, бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что «Яковлев сыграл ключевую роль в годы перестройки».

«Он был выдающийся, прекрасно образованный человек. Он был близким другом и мне невыносимо больно», — сказал Шеварднадзе.

вторник, 18 октября 2005 г., 17:48 GMT 21:48 MCK

Би-би-си

*