В Московском доме фотографии при поддержке Sony открылась выставка «Моя шальная жизнь», посвященная 110-летию Сергея Есенина. «Моя шальная жизнь» со строчками из стихотворений школьной программы на стенах и черно-белой кинохроникой, наложенной на музыку lounge, последовательно иллюстрирует романтические мифы, существовавшие вокруг поэта в том числе и благодаря его собственным усилиям. На отголоске празднования юбилея поэта побывала Альвина Ъ-Харченко. >>>

Последняя выставка, организованная МДФ в закрывающихся на реконструкцию залах на Остоженке, по смыслу напоминает любимые американцами литературные выжимки (брошюрки наподобие «Сюжет романа «Война и мир»» или «»Сага о Форсайтах» в кратком изложении»), а по принципу организации – составление шпаргалки в ночь перед экзаменом, когда на бумажке размером с конфетный фантик компактно умещается чья-то биография, этапы творческого пути и даже несколько цитат. «Моя шальная жизнь» – пример такой разросшейся до размеров двух комнат шпаргалки для хронических прогульщиков лекций по истории литературы, которым до понедельника надо раскрыть темы «Чувство родины – основное в моем творчестве» или даже «Гой ты, Русь моя родная…».

«Моя шальная жизнь» со строчками из стихотворений школьной программы на стенах и черно-белой кинохроникой, наложенной на музыку lounge, последовательно иллюстрирует романтические мифы, существовавшие вокруг поэта в том числе и благодаря его собственным усилиям.

Фотографический раздел выставки, состоящий из снимков Николая Свищова-Паолы, Моисея Ниппельбаума и самого Сергея Есенина из государственного архива литературы и искусства, подчеркнуто нейтрален и, как иллюстративный материал, пригоден к употреблению биографами любой степени эмоциональности. Портреты молодого человека с кудрями и вдохновенным взором, нечеткие фото родственников, постановочная съемка с Айседорой Дункан и кадры, сделанные через несколько часов после самоубийства в «Англетере», воссоздают популярные есенинские образы деревенского мальчика и романтического бунтаря. Дальше изображения светского льва во фраке или молодого крестьянского поэта в практичном пальтишке кураторы не пошли – странным образом на выставке нет фотографий Есенина в знаменитом народном костюме, придуманным для публичных выступлений.

Впрочем, и без фото поэта в плисовых шароварах и валенках (которые, по воспоминаниям самого Есенина, дали повод ехидной Зинаиде Гиппиус однажды поинтересоваться в салоне: «Что это на вас за гетры?») недостатка в романтизации центрального образа на «Моей шальной жизни» нет. Непреодолимая склонность аудитории видеть в биографии Сергея Есенина сюжет для авантюрного любовного романа нашла на выставке самое современное выражение: по двум экранам сразу крутят куски из телесериала «Есенин», который появится в эфире «Первого канала» в конце октября. Судя по не рассасывающейся перед телевизорами кучке, следящей за мельтешением лиц Сергея Безрукова, Константина Хабенского и Гоши Куценко, дистанция между персонажем из мыльной оперы и человеком, изображенным на выцветших фотографиях, для посетителей выставки не так уж важна.

С другой стороны, в концепцию столичных празднований есенинского юбилея с шансон-концертом и романсами в храме Христа Спасителя телесериал вписывается куда более естественным образом, чем витрина с книгами в зале МДФ. Присутствие рядом с афишами выступлений Есенина торговца сборниками стихов, биографией «Сергей и Айседора» и снабженным CD пособием по изучению русского языка кажется деталью на «Моей шальной жизни» не вполне логичной: современные прогульщики давно предпочитают добывать цитаты не из книжек, а из интернета.

№ 196 (№ 3280) от 18.10.2005, ВТ

"Коммерсантъ"

*