Мы их теряем. Почему иностранные туристы не слишком охотно едут в нашу страну
Россия никогда не входила в число признанных туристических держав. А в последние годы и вовсе наблюдается уменьшение и без того скромного туристического потока из-за рубежа. В 2004 году число иностранных гостей сократилось по сравнению с 1999 годом на 6,9 процента, а по сравнению с 2003-м — на 9,2. Однако в этом году, как ни печально, произошло и качественное ухудшение ситуации с въездным туризмом.
По словам президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, с целью туризма к нам въехало 2861 тыс. человек. Для такой страны, как Россия, эта цифра откровенно мала. Но даже если взять общее количество прибывших в 2004 году — чуть более 22 млн. — и всех их считать туристами, то все равно доля России в мировом въездном потоке составляет менее 1 процента. До сих пор въезд сокращался в основном за счет “челночных” направлений — Польши, Китая, а также миграционных — стран СНГ. Число же туристов из экономически развитых стран из года в год медленно, но увеличивалось. Однако статистика первых шести месяцев этого года свидетельствует, что поток туристов из Испании, Канады, Нидерландов, Японии остался на прежнем уровне, а из Австрии, Бельгии, Германии, Франции и ряда других стран — уменьшился. Причем, по оценкам компаний, принимающих туристов в России, даже на таких популярных направлениях, как Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, прошлым летом зафиксирован спад на 20-25 процентов. Почему же туристы охладели к России?
Ответ на этот вопрос во многом можно найти в исследовании, которое обнародовал на днях РСТ. Союз провел опрос 115 туроператоров и составил рейтинг проблем, которые препятствуют развитию въездного туризма в нашу страну.
56,5 процента опрошенных на первое место поставили проблему роста цен на основные услуги, входящие в пакет для иностранных туристов. Вот как прокомментировал эту ситуацию руководитель комитета по въездному туризму РСТ Леонид Исакович: за последние 4 года классический недельный тур “Москва — Санкт-Петербург” подорожал в 2-2,5 раза и обходится европейцу в 1300-1400 евро (подобная поездка в Чехию или Венгрию стоит 500-700 евро). Железнодорожные билеты подорожали более чем вдвое, в популярные музеи — в 3-4 раза, стоимость услуг гостиниц и предприятий общепита ежегодно росла на 20-25 процентов. Все это ведет к тому, что иностранцы выбирают для путешествий более “дешевые” страны.
Второе место в рейтинге заняла проблема дефицита рекламы за рубежом наших туристических объектов. По словам Шпилько, из госбюджета на это выделяется 3 млн. евро, включая не только непосредственные рекламные акции, но и выставки, прочие мероприятия, проводимые Федеральным агентством по туризму. Польша же, например, в будущем году планирует потратить на рекламу страны 60 млн. евро. Если Россия действительно сохраняет ставку на развитие туризма, считает Шпилько, ежегодные бюджетные расходы на эти цели должны составить как минимум 100 млн. долларов. К сожалению, частные операторы не имеют достаточных средств, чтобы оказать существенную поддержку в этом плане. Согласно мировой практике, они рекламируют собственные услуги и продукты, продвижение же туристических возможностей страны в целом лежит на плечах государства.
Среди других проблем — нехватка современных туристических гостиниц, дефицит комфортабельных автобусов и речных круизных судов (отечественных либо нет, либо мало, а закупка импортных компаниям не по карману, в том числе и в связи с высокими таможенными пошлинами).
Еще одна болевая точка — проблемы визового режима. Многие конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных туристов идут не только по пути сокращения сроков выдачи виз, но и отказа от них вовсе. Например, за последние два сезона Россия потеряла более половины очень важного для нас израильского туристического рынка. А все потому, что Чехия и Венгрия отменили визы для израильтян, которые тут же переориентировались в значительной мере на эти страны.
Боятся иностранцы стать жертвами терактов, да и криминогенная ситуация у нас их не вдохновляет на турпоездки. Конечно, отечественные туроператоры могли бы внести свой гораздо больший вклад (в первую очередь за счет повышения качества услуг) в привлечение туристов из-за рубежа, однако пока основные усилия в этом направлении должно сделать все-таки государство. Тем более что вложенные силы и средства окупятся сторицей: и появлением новых рабочих мест, и притоком валюты в бюджет. Да и имидж нашей страны за рубежом только повысится.
Труд №193 за 15.10.2005
*