Спустя неделю после появления первых сообщений о том, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев этапированы к местам отбывания наказания, достоверных сведений о том, где они находятся, по-прежнему нет. Разноречивая информация о доставке Лебедева в поселок Харп Ямало-Ненецкого округа, а Ходорковского – в колонию № 13 в Саратовскую область пока не получила ни одного официального подтверждения. Адвокаты экс-главы ЮКОСа и главы МФО МЕНАТЕП заявили корреспонденту «НГ», что никаких официальных данных им и родственникам осужденных до сих пор не предоставлено.

Точно известно, что в «Матросской Тишине» Ходорковского уже нет, а где он есть – неизвестно. Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Отказ в предоставлении информации о передвижениях заключенных адвокат Юрий Шмидт назвал в беседе с корреспондентом «НГ» «противозаконным и аморальным». «Эту информацию нужно было ждать еще до этапирования, – сказал он. – Периодов, когда родители и жена не знают, где их сын и муж, не должно быть в принципе. Кроме того, более недели Ходорковский не может общаться со своими адвокатами, хотя из заявления госпожи Вишняковой (начальник Управления информации Генпрокуратуры РФ. – «НГ») нам известно, что идет следствие по новому делу. Для чего это делается? То ли с целью издевательства и унижения, то ли, как я допускаю, как месть за поздравление президенту. А может быть, это очередное проявление беспредела, к которому мы приближаемся».

Что касается способов выяснения местонахождения Ходорковского и Лебедева, то, по словам Шмидта, «обжалование действий работников ФСИН в суде вряд ли имеет смысл». «Такое заседание суда состоится уж точно не в те космические сроки, как кассация по приговору, так как в этом никто не заинтересован», – считает адвокат.

В отсутствие официальных сообщений о судьбе Лебедева и Ходорковского усилия по выяснению этой информации предпринимают их адвокаты и родные. «О поселке Харп Ямало-Ненецкого округа нам известно из прессы со ссылкой на прокурора по надзору, – сказал адвокат Лебедева Евгений Бару. – Официальных данных нет. Поэтому мы отправили запрос следователю Генпрокуратуры Туманову, в производстве у которого находится дело, чтобы выяснить все достоверно».

Попытки выяснить местонахождение сына, по словам Шмидта, не оставляет и отец Михаила Ходорковского. «Насколько я знаю, в конце прошлой недели Борис Моисеевич в сопровождении одного из адвокатов пытался пробиться на прием к Калинину (Юрий Калинин, руководитель ФСИН. – «НГ»), – сообщил адвокат. – Но я его предупредил, что под разными предлогами его наверняка не примут».

Что касается официальных лиц непосредственно в Саратовской области, то они опровергают факт этапирования Ходорковского в этот регион. При этом местные правозащитники утверждают, что из Москвы пришло негласное указание на запрет на разглашение какой бы то ни было информации. «Информацию закрыли полностью, даже средний офицерский состав ГУ ФСИН ничего не знает», – сообщил в беседе с корреспондентом «НГ» председатель региональной организации защиты прав заключенных «Твое право» Андрей Фетисов. Как признался «НГ» источник в Саратовском областном суде, операцию по этапированию курирует непосредственно ФСБ. Тот же источник утверждает, что информацию засекретили, так как «боятся бунта в колонии».

«Официальный представитель вам говорит: ни Ходорковского, ни Лебедева на территории Саратовской области нет», – категорично заявил «НГ» заместитель начальника ГУ ФСИН по Саратовской области Михаил Хуранов. А замначальника 13-й колонии по воспитательной работе Сергей Борисов сообщил «НГ», что «с последним этапом, в ночь со среды на четверг, осужденный по фамилии Ходорковский в колонию доставлен не был». Впрочем, представитель колонии не исключил того, что заключенный может быть доставлен позже. «Этап из Москвы в Энгельс может идти довольно долго, до двух недель», – пояснил Сергей Борисов.

Аналогичный ответ дали и в СИЗО-1, где, по сообщениям информагентств, экс-глава ЮКОСа якобы проходит карантин перед отправкой в одну из колоний области. «Ходорковского у нас нет», – просмотрев документы и проконсультировавшись с коллегами, заявил «НГ» начальник отдела кадров СИЗО-1 Андрей Луканин.

В спецпрокуратуре по надзору за тюрьмами Саратовской области заместитель прокурора Владимир Лопатников сообщил, что о приезде Ходорковского или Лебедева в Саратов нет даже никаких слухов. «Спецпрокуратуру, разумеется, не предупреждают о перемещениях заключенных, но слухи о таких заключенных, как правило, всегда ходят. Сейчас же даже слухов никаких нет», – сказал собеседник «НГ». Схожим образом информацию о приезде экс-главы ЮКОСа прокомментировали и в правительстве Саратовской области. Заместитель председателя комитета по работе с территориями области Владимир Ханжов заверил корреспондента «НГ»: «Мы бы об этом обязательно знали, в таких случаях ГУ ФСИН и правительство предупреждают».

Не имеют подтвержденной информации о местонахождении Михаила Ходорковского и правозащитники. По данным Андрея Фетисова, в ночь на среду Ходорковский был доставлен в саратовское СИЗО-1, где находится так называемая пересылка (вторая «пересылка» находится в саратовской же колонии общего режима № 33), однако ручаться за эти сведения пока не может. Вместе с тем правозащитник не исключил, что Ходорковский может по-прежнему находиться в пути: «К знаменитым заключенным все равно относятся иначе, чем к обычным. Его могут везти отдельно от основного этапа, чтобы оградить от конфликтов, которые у него могут возникнуть в пути с другими заключенными», – пояснил он. Правозащитник также предположил, что после карантина на пересыльном пункте (там, по его словам, заключенных ненадолго помещают в отдельные «адаптационные» камеры) Ходорковский может быть направлен как в 13-ю энгельсскую, так и в 33-ю колонию, которая находится в Саратове. «Это образцово-показательные колонии общего режима, так что если Ходорковский попадет на «пересылку» в 33-ю колонию, его как интеллигентного человека могут там и оставить», – считает он.

Андрей Фетисов полагает, что бунта в колонии, куда в конце концов привезут Ходорковского, опасаться не стоит. «Это у руководства колонии работы прибавится – ведь сразу же съедется пресса, правозащитники, проверяющие. Придется улучшить качество питания, содержания заключенных – витамины, например, давать, постельное белье поменять. Любые заключенные это очень хорошо понимают и поэтому только рады будут такому соседу», – считает Фетисов.

Екатерина Блинова, Светлана Бочарова

Саратов

# 224 (3621) 17 октября 2005 г.

Независимая Газета

***