Недавно, проходя мимо ограды Люксембургского сада в Париже, временно превращенной в выставочный зал на открытом воздухе, я остановился у огромной художественной фотографии, подписанной «Старлетки 60-го года». На снимке были запечатлены молодые французские актрисы, только начинавшие тогда карьеру в кино. Из всей этой большой группы старлеток-звездочек настоящей звездой мирового класса стала только Катрин Денев, тогда еще брюнетка. Глядя на этот снимок в 2005 году, я подумал: как труден путь в звезды! >>>

Похоже, что молодая англичанка Кейра Найтли проделает этот путь быстрее многих. И это при том, что у нее нет повышенной сексапильности Брижитт Бардо или Мэрилин Монро, – сексапильности, компенсировавшей этим звездам недостаток актерского таланта.

Кейра обратила на себя внимание ролью юной футболистки в

спортивно-комедийном английском фильме «Играй, как Бекхэм». Вскоре последовали голливудские крупнобюджетные фильмы – блокбастер «Пираты Карибского моря» и псевдоисторический «Король Артур», в которых использовалась только симпатичность Найтли и ее внешняя созвучность современному идеалу – правильные журнально-рекламные черты лица при фигуре манекенщицы-модели.

И вот в осенне-зимний сезон Голливуда, когда на экраны выходят картины, потенциально претендующие на ведущие награды в области искусства кино – «Оскары» и «Золотые Глобусы», сразу две картины представляют нам новую Кейру Найтли – актрису с большим потенциалом.

Не удивлюсь, если за роль в картине «Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice) ее выдвинут на награды за исполнение главной женской роли Элизабет Беннет в этой энергичной и современной по форме и ритму экранизации классического романа Джейн Остин. У меня такое ощущение, что Кейра Найтли может повторить удачную киносудьбу другой талантливой англичанки Кэйт Уинслет, начавшуюся тоже с динамичной экранизации другого романа Джейн Остин «Разум и чувство». Тогда столь же юную, как и Найтли, Уинслет впервые выдвинули на «Оскар». А потом последовали еще три номинации.

Предвижу я и несколько иной вариант карьеры Найтли по сравнению с путем Уинслет. Последняя так и не стала кинозвездой в голливудском смысле этого слова, выбирая фильмы часто интересные, но достаточно маргинальные. Подозреваю, что Кейра, пробуя себя в непривычном и требующем открытия самых потаенных сторон ее характера материале, будет все же стремиться стать звездой мэйнстрима. И дело не только в том, что по контракту она просто обязана сняться (и снимается) во второй серии «Пиратов Карибского моря», а может быть, и в третьей. Таким полугламурно-полусерьезным путем идут лауреатки «Оскара» Шарлиз Терон и Халле Берри, чередуя серьезные роли с коммерческими.

В этом смысле трудно повесить ярлык на заглавную роль Кейры Найтли в новом фильме режиссера Тони Скотта «Домино» (Domino). К моменту, когда пишутся эти строки, фильм еще не вышел в прокат, и трудно предсказать, станет ли он коммерчески успешным. Но, посмотрев картину перед встречей с Кейрой Найтли, могу сказать, что это не банальное американское кино, где все развивается по канону – медленная экспозиция, узнаваемые места и музыка «на километры»

Тони Скотт всегда любит поиграть формой, и на этот раз он делает это – порой с большим перебором. Кейра Найтли играет реального человека Домино Харви, дочь рано умершего известного британского актера Лоуренса Харви («Манчжурский кандидат», первая версия 1964 года). Ее мать была известной светской львицей на двух континентах, в Европе и Америке. Сама Домино была успешной манекенщицей, но отказалась от этот карьеры и стала… «баунти-хантером» в Лос-Анджелесе.

Эта профессия нуждается в некотором объяснении, поскольку такой профессии в России, кажется, еще нет. «Баунти-хантер» (bounty hunter) – человек, который охотится за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, но отпущенными судьей под залог до суда. Некоторые из них решают скрыться от правосудия и исчезают. За ними охотится как полиция, так и частные «баунти-хантеры», работающие за вознаграждение, выплачиваемое из суммы залога. Это чисто мужская и очень опасная работа.

Фильм «Домино» – не реалистическая биографическая картина, а скорее фантазия воспаленного ума реальной или вымышленной автором Домино Харви. Она умерла от повышенной дозы наркотиков уже после окончания съемок картины и появляется только на мгновение в финальном кадре. Видно, как мало она внешне похожа на Кейру Найтли. Это еще больше утверждает нас в мысли, что актриса, покопавшись в потаенных глубинах своей души, создает образ молодой женщины, потерявшейся в тумане наркотического дурмана, перемешанного с фаллическими символами оружия.

Посмотрев подряд два столь разных фильма Найтли, понимаешь, что она не просто красивая кукла в руках режиссеров-кукловодов, а актриса, которая может не только светиться ангельским внутренним светом, как в «Гордости и

предубеждении», но и жечь адовым огнем порочных страстей, как в «Домино».

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

15.10.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

*