Вчера правительство России одобрило законопроект об отмене арестов в России. Однако сотрудникам следственных изоляторов рано менять профессию: без работы они не останутся. Тонкость в том, что речь идет об аресте как виде наказания. То есть когда за незначительное преступление человека отправляют на два-три месяца в камеру. Это аналог существующих «пятнадцати суток» для нынешних буянов, но только более строгий.

— Арест предусматривался как альтернатива лишению свободы, однако выпал из концепции системы наказаний, — заявил на заседании правительства заместитель министра юстиции РФ Владимир Ялунин. — Осужденные к аресту должны содержаться в запираемых камерах, лишены свиданий, возможности получать посылки, передачи, а также работать, что исключает возможность приобретать товары первой необходимости. В итоге те, кто приговорен к лишению свободы, находятся в более выгодных условиях. Я считаю, что арест — это прошлый, каменный век.

Сыграли свою роль в отмене ареста и финансовые соображения. По расчетам минюста, для осужденных арестантов пришлось бы построить 140 арестных домов. В них надо было оборудовать камеры в общем на 70 тысяч мест. Примерно столько человек, по расчетам, могли попасть под арест. Строительство специальных острогов обошлось бы государству в 75 миллиардов рублей. Стоило ли затевать?

В итоге правительство согласилось с этими доводами и решило внести в Госдуму законопроект, исключающий из Уголовного кодекса РФ и других законов положения о наказании в виде ареста. Что же касается ареста, как предварительного заключения на время суда и следствия, то на него никто не посягает.

Вместо ареста министерство юстиции предлагает ввести обычные ограничения свободы: например, не выходить из дома вечером, не посещать развлекательные мероприятия и тому подобное.

Другие важные предложения, которые готовит минюст, касаются Федеральной службы судебных приставов. Чтобы отбить желание у крупных начальников не платить налоги, министерство юстиции подготовило предложения о наказании организаций и их руководителей, злостно уклоняющихся от выплат по исполнительным листам. В частности, если налоговая инспекция постановила взыскать налоговую недоимку, а руководители организации-плательщика отмахиваются от приставов, то штрафом дело не закончится. Кто-то может и под суд попасть.

— Не теряет актуальности вопрос и о включении Федеральной службы судебных приставов в перечень ведомств, в отношении которых будет распространяться Закон о правоохранительной службе, — сообщили корреспонденту «РГ» в Министерстве юстиции РФ. Кроме того, минюстом подготовлен законопроект постановления правительства об утверждении унифицированных бланков исполнительных листов. Впрочем, и отсутствие унифицированных бланков не мешает судебным приставам работать с крупными «клиентами», такими, например, как «ЮКОС». Как сообщили вчера в Федеральной службе судебных приставов, в октябре было возбуждено исполнительное производство по 14 исполнительным листам, которые пришли в Москву из… Англии и Уэльса. По ним «ЮКОС» должен выплатить 475 миллионов долларов. Британское правосудие, кстати, действует не напрямую. Поскольку юрисдикция судов туманного Альбиона не распространяется на Россию, то сначала правомочность претензий подтвердил Арбитражный суд Москвы. А в службу судебных приставов поступило определение Арбитражного суда Москвы о признании и приведении в исполнение решения Высокого суда правосудия Англии и Уэльса.

Всего же за последние годы служба судебных приставов взыскала с НК «ЮКОС» 402 миллиарда рублей в виде налоговой задолженности. Об этом заявил заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Сергей Сазанов. Общий остаток задолженности НК «ЮКОС» на сегодняшний момент составляет 199,3 миллиарда рублей. Сможет ли компания выплатить эти деньги? И достанется ли еще что-то британским кредиторам? Согласно закону при недостаточности денежных средств взыскание накладывается на имущество должника. По словам Сазанова, среди активов компании «достаточно большой объем имущества, который не зарегистрирован в органах власти». Из-за этого служба судебных приставов не смогла наложить арест на это имущество. А компания, по словам приставов, попыталась воспользоваться этим и распродать неучтенное имущество.

Досье РГ

За девять месяцев 2005 года на исполнении в Федеральной службе судебных приставов находилось около 18 миллионов исполнительных производств. Из них окончено 11,6 миллиона исполнительных производств. Федеральной службой судебных приставов взыскано 86,9 миллиарда рублей. По постановлениям налоговых органов взыскано свыше 33,4 миллиарда рублей.

Кроме того, в этом году территориальными органами ФССП России возбуждено 2647 уголовных дел и более 80 тысяч дел об административных правонарушениях.

«Российская газета» №231 (3900), 14.10.05

*