В обзоре российских газет:

    * «Кабарда готовится на роль второй Чечни»

    * У России появится новый анклав?

    * Журналистов поставили по стойке «смирно»

    * Как россияне относятся к хамству?

«Первым делом Нальчик закрыли. От журналистов. Из города всех выпускали, но никого не впускали. Ученые горьким опытом Беслана власти отрубили Нальчик от России»

«Газета»

Оказались опять не готовы

Все центральные газеты комментируют нападение боевиков на столицу Кабардино-Балкарии. «Нас всегда застают врасплох», «Кабарда готовится на роль второй Чечни», — тревожится «Газета». «Новые Известия» называют Кабардино-Балкарию «Вторым кавказским фронтом». «Боевики пытались устроить второй Беслан?» — вопрошает «Комсомольская правда». «Город под прицелом», — озаглавила свой материал на эту тему «Российская газета». «Нальчик для битья», — перефразировал применительно к теме «Московский комсомолец» известное выражение. «Нальчик: нападение отражено», — уверяет «Красная звезда». «Черное солнце Нальчика», — это заголовок из «Труда».

«Нальчик захватили боевики. Нагло, дерзко, фактически средь бела дня. По тому же сценарию, что в июне прошлого года была захвачена Назрань. Десятки убитых и с той, и с другой стороны», — так описывает события в столице Кабардино-Балкарии сегодняшняя «Газета» в материале «Нас всегда застают врасплох».

«Спецслужбы опять проморгали штурм боевиками целого города», — согласны с оценкой коллег «Новые Известия».

Противоположное мнение высказывает «Красная звезда»: «Нападение не застало их (силовиков) врасплох». «Надо отдать должное профессионализму и мужеству военнослужащих и сотрудников правоохранительных структур, принявших на себя удар бандгрупп», — замечает «Красная звезда».

Газеты задаются вопросом, чем же вызван взрыв напряженности в Кабардино-Балкарии. В материале «Газеты» руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко говорит: «Я на 120% уверен, что это не восстание экстремистов, а попытки группировки местных элит, которые недовольны последними назначениями в Кабарде, дестабилизировать ситуацию и на этой волне вернуть себе какие-то полномочия или получить новые».

Еще один материал «Газеты» на эту тему посвящен завесе тайны над происходящим в Нальчике. «Первым делом Нальчик закрыли, — пишет издание. — От журналистов. Из города всех выпускали, но никого не впускали. Ученые горьким опытом Беслана власти отрубили Нальчик от России».

«Когда утренний город взорвался стрельбой, местное телевидение успокаивало жителей: идут учения, — продолжает бичевание «Газета». — Но на улицах лежали не муляжи — трупы. Город не поверил».

Издание приводит свидетельства очевидца, которые тот выложил на форум в интернете: «Идет настоящая война; только спутниковые телефоны работают; трупы; все мужчины с ружьями дома сидят; менты и военные, как крысы, в норы забились; кто хозяин в городе, не известно; грабят магазины и дома».

«Газета» делает вывод, что молчание и вранье — новая государственная политика в области борьбы с терроризмом.

«Известия» в редакционном комментарии задаются вопросом — а с кем Россия вообще воюет на Кавказе?

«Это может показаться парадоксальным, но мы до сих пор не знаем, кто наш, России, враг на Кавказе, — пишет издание. — Чеченские террористы, политические исламисты? Сейчас это звучит слишком общо. Мы называем врагов «ваххабитами». Но это понятие сегодня не поддается четкому определению и от частого употребления к месту и не к месту, вообще, превратилось в бессодержательный ярлык, который, скорее, дезориентирует и власть, и общественное мнение. А чтобы пытаться воевать, противостоять террору, осуществлять, если угодно, профилактику террора, нужно понимать, с кем воюешь».

Ни вина, ни газа

«Коммерсант» пишет о неудаче переговоров российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности России Юрия Зубакова в Кишиневе.

«На переговорах в Кишиневе Москва поставила вопрос ребром, — пишет «Коммерсант». — Либо Молдавия соглашается решать приднестровскую проблему на российских условиях, либо ее ждет ужесточение экономической блокады со стороны России».

Издание напоминает, что еще в прошлом месяце Россия ввела запрет на экспорт молдавского вина, а еще раньше пообещала повысить цену на газ до европейского уровня.

Газета сообщает, что после Кишинева российская делегация отправилась в Тирасполь и договорилась с приднестровскими властями об особых экономических отношениях с непризнанной республикой. «Их установление означает, что Приднестровье, по сути, становится вторым после Калининградской области российским анклавом», — делает вывод издание.

В редакционном комментарии на эту тему обозреватель Валерий Панюшкин пишет, что санкции против Молдавии могут повредить в первую очередь самой России. Автор предполагает, что Молдавию, по аналогии с прибалтийскими странами, к которым Россия применила экономические санкции в начале 90-х годов, тоже ждет несколько не слишком сытых лет.

«Молдавия не слишком их заметит, поскольку сытых лет в Молдавии не было на памяти экономически активного поколения. Эти годы пройдут. Молдавия перестроит свою экономику, — считает обозреватель. — Не только президент и высокие государственные чиновники, но и простые граждане Молдовы поймут, что на России свет клином не сошелся».

«Более того, полагаю, тяжелое положение винодельческой отрасли заставит Молдавию наконец пригласить европейских энологов и производить наконец конкурентоспособное вино, которое можно продавать не только в Россию, но и по всему миру. А для всего мира провал российских экономических санкций против Молдовы станет поучительной историей про то, что Россию не стоит бояться», — делает вывод Валерий Панюшкин.

Курс молодого бойца для журналиста

«Новые Известия» рассказывают об уникальном в своем роде документе, который приняли депутаты Брянского горсовета. «Банальное «Положение об аккредитации журналистов» вводит для аккредитованных в горсовете представителей СМИ жесточайшую цензуру, — отмечает издание. — Отныне, если освещение журналистом очередной сессии горсовета или жизни депутатского корпуса в целом не устроит хотя бы одного депутата, доступ в зал заседаний журналисту будет закрыт».

«Видимо, брянских депутатов охватил правовой нигилизм, — предполагают «Новые Известия». — Иначе невозможно объяснить, как в принятых правилах аккредитации оказался целый букет нарушений».

Газета приводит примеры нарушений. Например, по закону присутствовать на сессиях может не только любой журналист, но и любой избиратель Брянска. Статья 38 закона «О СМИ» дает представителям прессы право на оперативное получение информации, а статья 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» предусматривает уголовную ответственность за ее нарушение.

Сообщает издание о преследованиях журналистов и в Орле. «Редактор главной областной газеты «Орловская правда» Александр Тихонов устроил для своих подчиненных «курс молодого бойца», — сообщает издание.

«НИ», ссылаясь на слова сотрудников «Орловской правды», которые уже покинули ее, что, согласно приказу Тихонова, уже в 8.45 журналисты газеты должны были стоять на проходной, чтобы за 15 минут подготовиться к трудовому дню. «Бумагу в принтер заложить, компьютеры включить и по команде «к бою!» бить по клавишам, — иронизирует газета. — До Тихонова «Орловская правда» свободно критиковала команду губернатора Егора Строева. Теперь газета стоит перед Строевым по стойке «смирно».

Хамство ради выживания

«Российская газета» рассказывает об исследованиях фонда «Общественное мнение», специалисты которого выясняли отношение россиян к хамству.

«Объясняя свое понимание этого слова, участники опроса чаще всего говорят о грубости, сквернословии и оскорблениях, унижающих достоинство человека (42%), о наглом, вызывающем поведении, как правило, связанном с агрессивностью и злостью (13%), — пишет «РГ». — Хамство ассоциируется с недостатком культуры и воспитания, распущенностью, «недоразвитостью совести» и «низким интеллектом» (16%)».

Издание сообщает, что с точки зрения большинства россиян (60%), отвечать хамством на хамство недопустимо. Гораздо более правильными представляются стратегии игнорирования хамства: промолчать, не вступать в пререкания, уйти (38%) или же проявить сдержанность, дружелюбие, уступить и даже успокоить и простить хамящего (13%).

«О необходимости «активного» ответа говорила примерно пятая часть опрошенных (22%), хотя «рецепты» предлагались самые разные, — пишет издание и перечисляет их: «надо отвечать тем же, чтобы выжить в настоящее время», «молчать не надо», «дать отпор, чтобы было неповадно», «взять биту или пистолет», «в рожу дать, и все», «обратиться в милицию».

Социолог фонда «Общественное мнение» Иван Климов замечает, что большинство россиян уверены: в наши дни, по сравнению с советской эпохой, хамства стало больше. Причем склонность к хамскому поведению не зависит от уровня образования, достатка или возраста.

Редакция, ссылаясь на Ивана Климова пишет о бытующем мнении, что склонность хамить, общаться как с быдлом, присуща людям, наделенным властью.

Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си

пятница, 14 октября 2005 г., 03:55 GMT 07:55 MCK

Би-би-си

***