Комиссаров комиссуют. Министерство обороны пошло в бой против военкоматов
Около пяти тысяч должностей офицеров и прапорщиков военных комиссариатов будет сокращено в конце этого — начале следующего года. Такие сведения обнародовал представитель главного организационно-мобилизационного управления Генштаба, в структуре которого военкоматы и находятся. >>>
Сокращения идут в русле оптимизации военной сферы. Теперь «оптимизация» добралась и до «теплых» военкоматовских должностей. Тем более что их действительно немало — в почти 2400 военных комиссариатах России трудятся около 18 тыс. офицеров, прапорщиков и служащих. Под сокращение уже попали полторы тысячи офицеров и прапорщиков. Они оказались лишними для формирующейся новой структуры «забривающих» органов. Она же выстраивается в соответствии с переходом войск на преимущественно контрактный способ комплектования.
А началось все с заявления в июне этого года главного военного прокурора генерал-полковника Александра Савенкова. Его выкладки были просты и, казалось, многим открыли глаза. Если примерно 150 тыс. новобранцев, в среднем призываемых ежегодно, разделить на 18 тыс. сотрудников военкоматов, то получится, что на каждого из них приходится менее десятка человек. По армейским меркам, командир отделения — сержант — имеет больше подчиненных. Главный военный юрист вообще предложил оставить в военкомате всего две должности — военкома и начальника секретной части. Тогда и порядка будет больше.
Эти заявления случились в период летнего «идеологического противостояния» оборонного ведомства и военной юстиции. Министр обороны Сергей Иванов попенял военным прокурорам, что у них самих рыльце в пушку — всего на сотню офицеров приходится один генерал, однако вынужден был признать правоту оппонента: в военкоматах есть коррупционеры как среди военных, так и среди гражданских. Тогда же глава военного ведомства объявил, что малочисленные военные комиссариаты будут ликвидированы, другие, напротив, укрупнены. Во всяком случае военкоматы, которые призывают в год несколько десятков рекрутов, точно будут упразднены.
Желание г-на Иванова урезать штатные клеточки отчасти объясняется тем, что с этого года содержание военных комиссариатов возложено на Министерство обороны. Кроме того, при прежней структуре военкоматы в отборе контрактников-профессионалов продолжали действовать так же, как при наборе на срочную службу. И потому дело, по признанию министра обороны, шло «из рук вон плохо».
Так же «неблестяще» обстоит дело с поиском уклонистов, с призывом в российскую армию добровольцев из стран СНГ. В оправдание офицеры военкоматов говорили о нехватке средств на рекламу контрактной службы в средствах массовой информации. Теперь эта функция у военкоматов и вовсе будет отобрана. Правительство решило создать единую телерадиовещательную систему вооруженных сил России. Это унитарное предприятие будет находиться в ведении Минобороны и станет рекламировать престижность военной службы.
Наряду с количественными переменами в военкоматах грядут и перемены качественные. В Госдуму внесен законопроект, по которому лечебные учреждения будут информировать военкоматы о здоровье призывников, не боясь раскрыть врачебную тайну. И военные будут знать, имеет ли призывник психические расстройства, наркоман ли он, алкоголик или токсикоман, или больной СПИДом. В военкоматах планируют ввести должность специалиста по физической подготовке, который занимался бы допризывной молодежью. С таким предложением выступил спорткомитет вооруженных сил. Инициативу поддержал Совет при президенте РФ по физической культуре и спорту и направил обращение в правительство. Возможно, в военных комиссариатах будут внедрены классы профессионально-психологической ориентации, которые станут морально готовить призывников к службе. Знающие люди говорят, что на этом нововведения не закончатся.
Но, как и всякие крупные перемены, реформа военкоматов имеет подводные камни. Как говорят военкоматовские офицеры-профессионалы, арифметика главного военного прокурора неточна. Основная функция военного комиссариата — вовсе не призыв, а мобилизация людских и транспортных ресурсов при переходе страны на военное положение. «Клиенты» военкоматов — не только призывники, но запасники, отставники, резервисты, ветераны и другие категории. И в некоторых военкоматах на одного офицера отдела приходится по несколько тысяч таких клиентов. Даже при таких, как считает главный военный прокурор, «раздутых» штатах на учете военкоматов, как правило, не более трети предприятий (больше частью частных) города или региона.
Местные власти в некоторых регионах ситуацию поняли и не хотят сокращать или объединять военные комиссариаты. Хотя бы затем, чтобы не удлинять в разы путь пенсионеров в объединенные военкоматы и не создавать там очередей. Так что, похоже, назревает еще один конфликт центра и регионов. Но главным отрицательным последствием новой реформы может стать утеря контроля над большим количеством призывников.
Николай ПОРОСКОВ
Время новостей
N°191
14 октября 2005
***