Спортивные «Лады» выкатили на распродажу. АвтоВАЗ начал избавляться от непрофильных активов
Как стало известно „Ъ“, АвтоВАЗ приступил к массовому сокращению расходов на свои непрофильные активы. Это уже коснулось хоккейной и футбольной «Лад», а также женской гандбольной команды. Руководством предприятия подписан документ, согласно которому финансирование профессионального спорта автозаводом будет сокращено на 75%. По данным „Ъ“, следующей стадией реструктуризации затрат будет отказ АвтоВАЗа от содержания детских дошкольных образовательных учреждений. Источник на заводе связывает эти решения с неутешительными прогнозами по финансовому состоянию предприятия на следующий год. >>>
Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников устал содержать социальную сферу и спортивные команды
Фото: АНДРЕЙ БОЕВ |
Впервые руководство АвтоВАЗа официально объявило о своем желании сократить расходы на содержание непрофильных активов еще в мае 2005 года, когда президент компании Виталий Вильчик подписал проект приказа об изменении финансово-хозяйственной структуры автозавода. Предполагалось, что Волжский автозавод выведет из своего состава часть подразделений основного и вспомогательного производства, а также объекты непромышленной сферы и соцкультбыта. Однако впоследствии на заседании городского стратегического совета Тольятти председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников заявил, что «окончательного решения по этому поводу еще не принято».
Вчера „Ъ“ стало известно, что руководством завода уже подписано распоряжение о сокращении расходов на содержание футбольной и хоккейной «Лад», а также одноименной женской гандбольной команды. Их финансирование будет урезано на 75%. Вероятно, будут также проданы и спортивные сооружения, находящиеся на балансе завода, к примеру, стадион «Торпедо» и бассейн «Олимп».
Ъ Сейчас АвтоВАЗ финансирует гандбольную, футбольную, хоккейную команды и ряд спортивных школ. Суммарный бюджет на спортивную сферу на 2005 год, исключая хоккейную команду «Лада», составляет $4-4,5 млн. Бюджет «Лады» в прошлом году составлял порядка $45 млн. На начало этого сезона он был запланирован на уровне $20 млн. Теперь же бюджет клуба не будет превышать $6 млн.
Источник на АвтоВАЗе также сообщил „Ъ“, что в ближайшем времени автозавод планирует реорганизовать собственное объединение дошкольных и образовательных учреждений (в него входят свыше сорока детских садов – „Ъ“), создав на его базе АНО дошкольного образования «Планета детства Лада». Учредителями структуры, по замыслу руководства автозавода, должны стать сам АвтоВАЗ и администрация Тольятти. После этого предприятие планирует передать на баланс города заводское объединение бытовых учреждений.
По словам председателя совета директоров волжского завода Владимира Каданникова, содержание объектов социальной сферы обходится предприятию ежегодно в 1,2 млрд рублей. «Мы понимаем всю значимость этой работы, но и выполнять ее в одиночку тоже не можем», — заявил он „Ъ“. Однако мэр Тольятти Николай Уткин категорически не согласен с такой постановкой вопроса. «Администрация Тольятти финансово не готова принять на свой баланс объекты социально-культурного назначения, числящиеся за АвтоВАЗом», — пояснил „Ъ“ господин Уткин. По его словам, это возможно только в том случае, если муниципалитет получит некоторую компенсацию своих расходов из областного бюджета на это. «Речь идет о сумме в несколько сотен миллионов рублей. Если денег не будет — мы ни один объект у АвтоВАЗа не возьмем», — заявил он.
Отметим, что, по словам вице-губернатора Сергея Сычева, областное правительство «готово рассмотреть вопрос о помощи тольяттинскому бюджету. По информации „Ъ“, в ближайшее время может быть сформирована трехсторонняя комиссия, в которую войдут представители областных властей, администрации Тольятти и АвтоВАЗа, которая определит порядок передачи заводских объектов соцкультбыта на баланс муниципалитета.
Собеседник на АвтоВАЗе пояснил „Ъ“, что решение о сокращении расходов на спорт и соцкультбыт принято в связи с прогнозами об ухудшении финансового состояния завода в 2006 году. По мнению экономистов завода, цены на товарно-материальные ценности, используемые в производстве автомобилей, в следующем году могут вырасти на 20-30%. При этом повышать цены на свою продукцию завод больше не может, иначе тольяттинские автомобили могут сравняться по цене с дешевыми иномарками. (Lada-112 в комплектации «люкс» стоит $8300, Lada Kalina в базовой комплектации – $7900, тогда как стоимость Ford Focus начинается от $11000, Hyundai Accent – от $10600, Kia Rio – от $11200. — „Ъ“). По словам источника, эта ситуация может повлиять на рентабельность вазовской продукции, а следовательно, и на финансовое состояние завода.
Между тем, по словам аналитика ИК «Атон» Алексея Языкова, в 2006 году АвтоВАЗ «вряд ли ожидают какие-то серьезные финансовые потрясения, напротив, завод сейчас находится на подъеме, и мы рекомендуем нашим клиентам приобретать его акции». В «Атоне» предполагают, что руководство предприятия сокращает затраты на спорт и социальную сферу в рамках принятой концепции развития, предусматривающей выделение непрофильных производств и отказ от социальных затрат. «Конец года – это удачное время для того, чтобы переложить часть расходов на местные бюджеты, ведь сейчас идет предварительная верстка финансов на 2006 год», — считают в инвестиционной компании.
Комментируя секвестирование расходов на спорт и соцкультбыт, депутат губернской думы от Тольятти Виталий Гройсман заявил „Ъ“, что, по его мнению, руководство автозавода «абсолютно не право в данной ситуации». «Рабочие и так не получают в полной мере того, что зарабатывают, а если уйдет еще и социальная сфера, будет совсем плохо. У человека не может быть только работа. Должна быть какая-то отдушина. Для рабочих ей был хоккей. Куда они теперь будут ходить? Вместо этого кому-то останется только напиться», — считает депутат. «К сожалению, законодательная власть ничего не может сделать в этой ситуации: АвтоВАЗ — частная контора», — сказал господин Гройсман. Он предположил, что несогласие рабочих с решением руководства завода может «обернуться митингами».
МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВ, АЛЕКСЕЙ БУРДЮК, ЛИЛИЯ АБДУЛЛИНА
Волжский автозавод установит цену размещения CLN
В следующий понедельник ОАО «АвтоВАЗ» планирует установить цену размещения второго выпуска кредитных нот (Credit Linked Notes, CLN) на сумму от $250 млн до $300 млн. Доходность CLN составит от 8,125% до 8,375% годовых. Организатором выпуска выступает инвестиционный банк «Траст». Срок обращения ценных бумаг составит 2,5 года. Еврооблигации будут выпущены компанией CRR BV в рамках программы на $10 млрд. Цена размещения составит 100% от номинала. Привлеченные средства компания планирует направить на модернизацию действующего производства и обновление модельного ряда. Напомним, что 23 сентября Волжский автозавод погасил первый выпуск CLN на $150 млн, размещенный в сентябре прошлого года. Привлеченные средства были направлены на реализацию инвестиционных проектов АвтоВАЗа, в частности, на подготовку производства автомобилей LADA Kalina и LADA Priora.
САМАРА №194 от 14.10.2005, ПТ
***