Как стало известно «Ъ», на Национальном риэлторском форуме сайта NERS.ru разразился скандал, который вышел за пределы региона. По данным NERS.ru, рейтинг сайта «Квадрум. Недвижимость России» завышался в том числе с помощью ссылок на него с порталов с порносоставляющей. Участники рынка подозревают владельца проекта «Квадрум» Алексея Липскерова в неэтичной конкуренции, но жаловаться в надзорные органы пока не намерены. Эксперты признают, что иски в суды в данном случае малоэффективны, так как доказать интернет-мошенничество практически невозможно. >>>

Глава интернет-проекта NERS.ru Игорь Червяков в действиях руководства сайта «Квадрум» склонен видеть элементы мошенничества

Фото: НИКОЛАЙ ЦЫГАНОВ

Российский рынок недвижимости представлен в сети интернет рядом специализированных риэлторских информационных порталов, на которых помимо объявлений о купле-продаже, обмене недвижимости первичного и вторичного рынка выставлены новостные блоки и аналитические материалы о состоянии рынка. Основной вид дохода подобных сайтов — размещение рекламы. По оценкам специалистов, средняя посещаемость сайтов-лидеров рынка, таких как «Рамблер-недвижимость», «РБК-недвижимость», — от 2,5 до 6 тыс. человек в день. Стоимость баннерного места варьируется от $50 до $10 тыс. в месяц, причем стоимость размещения рекламы напрямую зависит от посещаемости самого интернет-ресурса. В связи с этим рейтинги порталов порой искусственно завышаются их владельцами.

Как стало известно «Ъ», в конце прошлой недели на Национальном риэлторском форуме нижегородского сайта NERS.ru разразился скандал, связанный с намеренным завышением показателей посещаемости одного из риэлторских сайтов. Конфликт между представителями интернет-ресурсов сразу же вышел за пределы региона, поскольку объектом претензий участников рынка стали действия владельца сайта «Квадрум. Недвижимость России» Алексея Липскерова, позиционирующего себя в качестве одного из лидеров в данной сфере деятельности. Руководители информационных порталов недвижимости обвиняют владельца сайта «Квадрум» в неэтичной конкуренции и нарушении общепринятых норм морали при ведении коммерческой деятельности.

Руководитель нижегородского интернет-проекта «Национальная единая риэлторская сеть NERS.ru» Игорь Червяков пояснил «Ъ», что Алексей Липскеров разместил на форуме сообщение о том, что показатели посещаемости сайта «Квадрум» — одни из самых высоких в сети среди аналогичных порталов. В итоге выяснилось, что высокие рейтинги «Квадрума» формировались, в частности, и таким образом: некоторые сайты с порносоставляющей при обращении к специфическим изображениям автоматически перенаправляли пользователя на сайт «Квадрум». По данным господина Червякова, проект «Квадрум. Недвижимость России» начал работу в апреле 2005 года, но за один месяц официальные рейтинги сайта выросли со 116 (в апреле) до 88 тысяч человек (в мае): «„Квадрум“ сразу же был заподозрен в мошенничестве, в результате чего показатель посещаемости в июне упал до 32 человек, однако к сентябрю вновь увеличился до 74 тысяч».

По словам Игоря Червякова, «скандал уже привлёк внимание всех крупных операторов рынка недвижимости России»: «Мошенническая накрутка посещаемости сайтов становится прибыльным делом и в эпицентре скандала с „Квадрум“ оказались многие крупные строительные и риэлторские компании, доверчиво разместившие свои рекламные средства на этом сайте, рассчитывая на реакцию целевой аудитории».

С господином Червяковым соглашается и руководитель интернет-проекта «Реалпрайс» Владислав Шевцов: «Если появляются такие мошенники, то рекламодатели будут думать, что мы все жулики». А по прогнозам руководителя комитета по информационным технологиям Российской гильдии риэлторов, руководителя проекта «Рамблер-недвижимость» Алексея Дубровского, результатом действий «Квадрума» может стать падение доверия со стороны рекламодателей ко всем риэлторским интернет-ресурсам, «чего нельзя допустить». «При той посещаемости, которую показывает „Квадрум“, он может рассчитывать на прибыль в несколько десятков тысяч долларов в месяц», — считает господин Дубровский

Сам Алексей Липскеров, владелец сайта «Квадрум», не подтвердил «Ъ» информацию о том, что показатели посещаемости портала увеличивались за счет использования отсылок с сайтов с порноконтентом по его инициативе: «Это делал не я. Все заявления о моей причастности к подобным действиям — провокация. Меня просто подставили». По словам владельца «Квадрума», появление подобных заявлений связано с желанием представителей одного из московских проектов «убрать конкурентов чужими руками».

Между тем пока участники рынка не намерены жаловаться на неэтичные действия своего конкурента в судебные инстанции или контролирующие органы. По словам владельцев информационных риэлторских сайтов, иски в надзорные ведомства могут привести к тому, что недобросовестные участники рынка просто перерегистрируют свои ресурсы и продолжат получать прибыль, используя вновь зарегистрированные сайты с никому неизвестными адресами.

Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» (интернет-маркетинг и поисковые технологии) Игорь Ашманов подтвердил «Ъ», что обращение в суд в данной ситуации будет малоэффективным: «Доказательства интернет-мошенничества — очень зыбкие, и наши суды не готовы к подобным процессам». По мнению господина Ашманова, жаловаться должен впустую потративший деньги рекламодатель, которого ввели в заблуждение относительно качества рекламной аудитории.

Впрочем, потенциальные рекламодатели признают, что могут сами оценить достоверность рейтингов специализированных порталов. Так, директор «Квартстрой-НН» Сергей Пэрн отметил, что у его компании есть свои методы определения эффективности размещения рекламы — по количеству затраченных на это средств и конечному объему продаж: «Серьезный интернет-проект всегда предоставляет бесплатный тестовый период, во время которого рекламодатель может решить, стоит ли продолжать сотрудничество с этим ресурсом».

МАРИЯ КУЗНЕЦОВА

НИЖНИЙ НОВГОРОД    №193 от 13.10.2005, ЧТ

"Коммерсантъ" в Нижнем Новгороде"

***