Люди и зверь. Не знаю, что происходит с известным шведским режиссером Лассе Хальстремом, давно работающим в Америке. После головокружительного успеха его шведской картины «Моя собачья жизнь» и американской интересной работы «Что гложет Гилберта Грейпа?» качество его фильмов шло по нисходящей.

Не случайно, очевидно, его очередная американская картина «Незаконченная жизнь» (An Unfinished Life), только с большой оговоркой может быть названа новой. Дело в том, что фильм, как говорили у нас в СССР, был положен на полку и пролежал на ней три года. И это несмотря на то, что в нем снимались лауреат «Оскара», кинозвезда Роберт Редфорд, кинодива Дженнифер Лопес и популярный Морган Фримен, успевший за это время получить свой «Оскар» за роль второго плана в оскароносном фильме «Малышка на миллион долларов».

В «Незаконченной жизни» Фримен тоже играет роль второго плана при Редфорде. Его персонаж – пожилой чернокожий ковбой, изуродованный медведем-гризли. Герой Редфорда – пожилой белый ковбой, хозяин когда-то процветавшего ранчо в горах американского Запада – довольно дикой его части, где медведи могут бродить по улицам типичного для этих глухих мест городка.

Редфорд играет сурового человека, этакого ковбоя из рекламы сигарет «Мальборо». Возможно, режиссера Хальстрема материал привлек еще и тем, что Редфорд по фильму должен быть человеком скандинавского происхождения. По фильму персонаж Редфорда ухаживает за инвалидом-Фрименом как за родным человеком, хотя их отношения довольно сложные и теплота маскируется типичной для этих мест сдержанностью и отсутствием сентиментов.

Налаженная рутина простой жизни на ранчо внезапно нарушается прибытием туда невестки Редфорда с дочкой лет двенадцати. Дело в том, что сын героя погиб в автокатастрофе и похоронен под раскидистым деревом на территории ранчо. А его вдова с ребенком уехали в большой город, где невестка (Дженнифер Лопес) вступает в одни неудачные отношения с мужчинами за другими, и к моменту, когда мы ее узнаем, ее жестоко избивает очередной мужчина в ее жизни (Дэмиан Льюис) и она вынуждена искать временного убежища на ранчо свекра.

Тот отнюдь не рад ей, но принимает незваных гостей скорее из-за внучки, которую никогда не видел, поскольку изгнал беременную невестку, обвинив ее в гибели сына.

Поскольку режиссер Хальстрем снимает довольно типовой американский фильм, мы быстро понимаем, что внучка должна растопить очерствевшее сердце старого ковбоя, и вынужденное сосуществование обогатит всех его участников духовно и переменит их судьбы. И, конечно, чернокожий инвалид сыграет важную роль примирителя.

Все так и случается в фильме. Плюс экзотический медведь-убийца, которого Редфорд хочет сначала пристрелить, а потом вместе с внучкой освобождает из импровизированного местного зоопарка, куда его сдали рейнджеры заповедника.

Надо полагать, медведь символизирует простоту и понятность природы на фоне запутанности человеческих отношений. Не зря изуродованный медведем Фримен так радеет о благополучии зверя, упрятанного в клетку. Напрашиваются также сравнения медведя с Редфордом, упрятавшим самого себя в клетку морального самоистязания по поводу «незаконченной жизни» сына.

Хотя, конечно, название картины можно трактовать и как незаконченность жизни самого персонажа Редфорда, получившего новый стимул к существованию благодаря вторжению в его жизнь двух слабых существ, нуждающихся не только в моральной поддержке, но и в физической защите от психопатического персонажа Дэмиана Льюиса.

Хочу, что меня правильно поняли. Картина не вызывает протеста. Она просто довольно банальна и не открывает ничего нового ни в американском характере, ни в американской жизни. Да, герой Редфорда внешне убедителен, поскольку сам актер живет жизнью, сходной с жизнью его героя. Редфорду понятны и близки и ранчо, и лошади, и оружие. Морган Фримен, как всегда, придает своему герою дополнительный моральный вес.

На фоне двух актеров-корифеев Лопес смотрится как легковесный придаток, и из-за этого первоначальный конфликт не выглядит убедительным.

В целом фильм кажется даже более длинным, чем его реальная продолжительность. Типичная для среднего американского фильма назойливая музыка тоже весьма утомляет. Общее впечатление – полная необязательность картины и обидное для Редфорда и Фримена нерациональное приложение их талантов.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

07.10.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

*