С такой повесткой дня 29 октября 1941 года прошло собрание партийного актива города Куйбышева. Оно призвало коммунистов «мобилизовать все силы и ресурсы города для отпора врагу». Сейчас могут показаться смешными и нелепыми усилия какого-нибудь полуграмотного коммуниста, пытающегося повлиять на работу целого цеха или отдела. Но не надо забывать, что многие партийцы тогда свято верили в непогрешимость задач, поставленных ВКП(б) и вели агитационную работу вполне искренне.

А беспартийных людей не нужно было долго агитировать работать с полной отдачей сил. Они и так это делали. Тем более что хорошая работа и оплачивалась лучше, и обещала дополнительное питание. Так что партийная пропаганда была обречена на успех.

Особенно эффективно она влияла на развитие социалистического соревнования. Как известно, в предвоенные годы на предприятиях страны было широко распространено стахановское движение. С началом войны его роль возросла многократно. К концу 1941 года на предприятиях Куйбышева насчитывалось 27500 стахановцев. Партийные организации всячески пропагандировали их работу. Так например усиленно распространялся опыт токаря завода «Автотрактородеталь» Н.Уполовникова, который чтобы заменить ушедших на фронт двух братьев, увеличил скорость обработки деталей и довел сменную выработку до 7-8 норм. На карбюраторном заводе всем в пример ставили работу наладчиков Давыдова и Земскова, которые вместо четырех станков в смену стали обслуживать по восемь.

На машиностроительном заводе токарь Гавриил Извеков стал выполнять нормы на 200 процентов и обучил своим приемам всю бригаду, после чего ее стали называть «фронтовой». Парторганизация завода усиленно пропагандировала этот почин. Скоро соревнование за право называться фронтовыми бригадами получило широкое распространение не только в области, но и по всей стране. К концу войны в одном Куйбышеве таких бригад было 3101.

Активно действовала партийная агитация и при сборе средств в фонд обороны. Многие жители области, узнав о поступке саратовского колхозника Ферапонта Головатого, отдавшего на постройку самолета 100 тысяч рублей собственных сбережений, поддержали патриота. Колхозник артели «На страже» Большечерниговского района А.Жупиков внес 32 тысячи рублей на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник». Его примеру последовали многие. Среди райкомов ВКП(б) даже развернулось негласное соревнование, где больше соберут денег в фонд обороны. С их помощью на танковую колонну «Куйбышевский колхозник» было собрано 80,6 миллионов рублей. Она была построена в феврале 1943 года и торжественно передана Красной Армии. А благодарность Сталина обкому ВКП(б) и колхозникам области, за эту поддержку зачитывалась на митингах, ее напечатали все газеты области.

Так же активно действовали парторганизаторы и при сборе средств в помощь освобожденным от фашистов территориям. В январе 1943 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял решение о командировании в Сталинградскую область, Краснодарский и Ставропольский край лучших специалистов сельского хозяйства. Вместе с директорами МТС, зоотехниками, трактористами и комбайнерами выехала большая группа партийных работников. Она везла с собой целую библиотеку — труды Маркса, Энгельса, доклады и речи Сталина, журналы «Большевик» и «Спутник агитатора». Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) обязало куйбышевских коммунистов восстановить в освобожденных районах партийные кабинеты и наладить в них агитационную работу.

Очень ценилось во время войны участие в партийных мероприятиях беспартийного населения. Это преподносилось как близость партии и народа. Отрыв коммунистов от народных масс, напротив, жестко критиковался. Наказывали даже газетчиков, если они плохо работали с рабочими и сельскими корреспондентами. В марте 1943 года Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) в закрытом письме сделало упрек газете «Волжская коммуна» за то что из 58 корреспонденций о соревновании, опубликованных в январе, только одна была написана рабочим-стахановцем, а остальные — сотрудниками редакции. Отмечалось, что газета мало внимания уделяет вопросам партийной и политической работы. Это было тяжкое обвинение. Письмо ЦК обсуждали в обкоме ВКП(б), на партийном собрании в редакции. Оно заставило пересмотреть работу всей партийной печати в области.

Точно так же остро критиковались недостатки в работе заводских партийных организаций. Например, в принятом в ноябре 1942 года постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «О работе политотделов железных дорог имени Куйбышева и Южно-Уральской» был осужден стиль деятельности этих парторганизаций. Отмечалось, что политотделы плохо ведут воспитательную работу в паровозных и кондукторских бригадах, среди мастеров и рабочих ведущих профессий, что отрицательно влияет на состояние железнодорожного транспорта. Горкомы и райкомы партии немедленно отреагировали на эту критику, взяв политотделы под свой контроль. И даже оказали им конкретную помощь, открыв на станциях дополнительно 49 агитпунктов.

Сейчас все это кажется забавным. Но в то время пропаганда считалась важнейшим звеном партийной работы, и принижение ее роли наказывалось вплоть до исключения из партии. Впрочем, во время войны и за куда меньшую провинность можно было угодить в тюрьму или вообще расстаться с жизнью. Конечно, это было неоправданно жестоко, но строгая партийная дисциплина все же давала свои плоды, и в итоге помогла нашему народу одержать победу над фашизмом.

*