Британские газеты предсказывают недолгую жизнь правительственной коалиции в Германии под руководством первой женщины-канцлера, Ангелы Меркель.

    * Железная леди и оловянный солдатик

    * Инвестиционный климат в России

    * Кто будет рулить интернетом?

    * Преемник «Конкорда» из Японии

Досье: Ангела Меркель

Большая коалиция с коротким сроком жизни

Новости из Германии, где произошла смена правительства, вызывают самые оживленные комментарии газет.

«Гардиан» пишет, что Ангела Меркель станет теперь «не только первой женщиной, ставшей во главе крупнейшей в Европе страны, но и первым канцлером, выросшим на востоке Германии».

Однако помимо этих двух достижений, немцам пока что особенно нечем гордиться, продолжает в своем редакционном комментарии газета. Образование так называемой «Большой коалиции» стало неизбежным и вынужденным выходом из тупиковой политической ситуации, возникшей в результате выборов.

В истории Германии такая коалиция уже была в конце 60-х годов и просуществовала она всего три года. Пожертвовав в политической рокировке фигуру бывшего канцлера Герхарда Шредера, социал-демократы сумели сохранить за собой контроль над важнейшими министерствами, прежде всего, иностранных дел и финансов.

Ангела Меркель, которая вела свою избирательную кампанию под лозунгом необходимости жестких рыночных реформ, оказалась не новой «железной леди», а оловянным солдатиком. Все ее попытки покончить с социал-демократической моделью социального государства пока что обречены на неудачу. Ей остается только пытаться осуществить давно назревшую реформу перераспределения власти между федеральным и земельным уровнями.

Послевоенная конституция Западной Германии наделила власти земель куда более реальными полномочиями, чем федеральный центр, и теперь это, как ни странно, может обеспечить новой коалиции относительно стабильное существование.

Впрочем, большинство обозревателей сходится во мнении, что «Большой коалиции» вряд ли удастся продержаться у власти весь четырехлетний срок. Они отводят ей максимум два года жизни.

Ходовые акции, телекоммуникации и магазины

Газета «Файнэншл таймс» публикует специальное приложение, целиком посвященное инвестициям в России.

Президент Путин обещал ввести меры по улучшению делового климата в стране, отмечает газета, однако пока что возникающая общая картина является противоречивой. Экономика растет, но за счет прежде всего доходов от экспорта нефти и газа.

Иностранные инвестиции остаются под контролем государственных чиновников, хотя в последнее время аппетиты налоговых служб удалось несколько поунять.

В целом экономическое развитие сосредоточено в крупных городах европейской части страны, а огромные регионы на востоке остаются в тисках постиндустриального кризиса.

Тем не менее, российские компании активно выбрасывают свои акции на международные фондовые рынки. За последний год только на лондонской бирже их капитализация достигла цифры в 4 миллиарда долларов и теперь эти акции являются самым ходовым товаром на западных биржах.

Самым динамичным сектором российской экономики «Файненшл таймс» считает отрасль телекоммуникаций, которая успешно применила в России западные модели развития, и теперь выходит на глобальные рынки.

Особый интерес западных инвесторов вызывает также бурный рост розничной торговли — по темпам открытия новых крупных магазинов Россия занимает сейчас первое место в мире.

Кто будет рулить интернетом?

Газета «Гардиан» в редакционном комментарии пишет о готовящемся в ноябре в Тунисе международном форуме под эгидой ООН, который будет посвящен информационным технологиям и, в частности, судьбе интернета.

На этом форуме будет обсуждать компромиссное предложение Европейского союза о передаче контроля над всемирной сетью в руки специально созданной международной организации с участием ООН.

Соединенные Штаты, указывает газета, не скрывают своего отрицательного отношения к этому предложению. Они настаивают на том, что только частная инициатива может обеспечить дальнейшее независимое существование этой глобальной сети. В настоящее время она регулируется созданным 30 лет назад Институтом по назначению доменных имен, который имеет статус частной корпорации и подотчетен только министерству торговли США.

Белый дом с большим недоверием относится к предложениям об интернационализации интернета, указывая — не без основания — на пример международной телефонии, которая управляется Международным телефонным союзом, созданным и контролируемым ООН.

Как считают в Вашингтоне, именно из-за этого в этой отрасли десятилетиями не снижаются тарифы, господствуют устаревшие технологии, бюрократия и коррупция. Однако большинство развивающихся стран с такой позицией не согласны.

Газета призывает Соединенные Штаты пойти навстречу требованиям о введении более справедливой международной системы контроля над интернетом, которая отражала бы этот глобальный феномен. В то же время газета обращает внимание на то, что наиболее настойчиво с требованиями реформы выступают такие страны как Китай и Саудовская Аравия, которые не отличаются свободой доступа к информации.

Преемник «Конкорда» из Японии

Газета «Таймс» публикует подробности проведенного в Австралии испытания прототипа нового поколения сверхзвукового пассажирского авиалайнера, разрабатываемого совместно Японией и Францией.

Испытывалась аэродинамическая модель планера будущего самолета, которая имеет дельтовидные крылья. Она достигла скорости, вдвое превышающей скорость звука, и благополучно приземлилась на парашюте.

Инженеры Японского космического агентства разработали новые двигатели, которые способны разогнать самолет с 300 пассажиров на борту до скорости 5 М, причем экономичность и чистота выхлопа этих двигателей намного превышают показатели двигателей «Роллс-Ройс», которыми был оснащен «Конкорд».

Как пишет газета, сейчас мало кто сомневается в технической возможности создания у 2025 году такого самолета, который будет способен долетать из Токио в Париж за 6 часов.

Однако сомнения вызывают экономические аспекты этого проекта. Большинство американских и европейских экспертов считают, что спрос на такие самолеты будет сравнительно небольшим, и что только сверхзвуковые самолеты вместимостью 10-15 пассажиров так называемого класса люкс будут рентабельными.

Обзор подготовил Александр Журавлев,

Русская служба Би-би-си

вторник, 11 октября 2005 г., 04:16 GMT 08:16 MCK

Би-би-си

***