Железная леди и оловянный солдатик
Британские газеты предсказывают недолгую жизнь правительственной коалиции в Германии под руководством первой женщины-канцлера, Ангелы Меркель.
* Железная леди и оловянный солдатик
* Инвестиционный климат в России
* Кто будет рулить интернетом?
* Преемник «Конкорда» из Японии
Досье: Ангела Меркель |
Большая коалиция с коротким сроком жизни
Новости из Германии, где произошла смена правительства, вызывают самые оживленные комментарии газет.
«Гардиан» пишет, что Ангела Меркель станет теперь «не только первой женщиной, ставшей во главе крупнейшей в Европе страны, но и первым канцлером, выросшим на востоке Германии».
Однако помимо этих двух достижений, немцам пока что особенно нечем гордиться, продолжает в своем редакционном комментарии газета. Образование так называемой «Большой коалиции» стало неизбежным и вынужденным выходом из тупиковой политической ситуации, возникшей в результате выборов.
В истории Германии такая коалиция уже была в конце 60-х годов и просуществовала она всего три года. Пожертвовав в политической рокировке фигуру бывшего канцлера Герхарда Шредера, социал-демократы сумели сохранить за собой контроль над важнейшими министерствами, прежде всего, иностранных дел и финансов.
Ангела Меркель, которая вела свою избирательную кампанию под лозунгом необходимости жестких рыночных реформ, оказалась не новой «железной леди», а оловянным солдатиком. Все ее попытки покончить с социал-демократической моделью социального государства пока что обречены на неудачу. Ей остается только пытаться осуществить давно назревшую реформу перераспределения власти между федеральным и земельным уровнями.
Послевоенная конституция Западной Германии наделила власти земель куда более реальными полномочиями, чем федеральный центр, и теперь это, как ни странно, может обеспечить новой коалиции относительно стабильное существование.
Впрочем, большинство обозревателей сходится во мнении, что «Большой коалиции» вряд ли удастся продержаться у власти весь четырехлетний срок. Они отводят ей максимум два года жизни.
Ходовые акции, телекоммуникации и магазины
Газета «Файнэншл таймс» публикует специальное приложение, целиком посвященное инвестициям в России.
Президент Путин обещал ввести меры по улучшению делового климата в стране, отмечает газета, однако пока что возникающая общая картина является противоречивой. Экономика растет, но за счет прежде всего доходов от экспорта нефти и газа.
Иностранные инвестиции остаются под контролем государственных чиновников, хотя в последнее время аппетиты налоговых служб удалось несколько поунять.
В целом экономическое развитие сосредоточено в крупных городах европейской части страны, а огромные регионы на востоке остаются в тисках постиндустриального кризиса.
Тем не менее, российские компании активно выбрасывают свои акции на международные фондовые рынки. За последний год только на лондонской бирже их капитализация достигла цифры в 4 миллиарда долларов и теперь эти акции являются самым ходовым товаром на западных биржах.
Самым динамичным сектором российской экономики «Файненшл таймс» считает отрасль телекоммуникаций, которая успешно применила в России западные модели развития, и теперь выходит на глобальные рынки.
Особый интерес западных инвесторов вызывает также бурный рост розничной торговли — по темпам открытия новых крупных магазинов Россия занимает сейчас первое место в мире.
Кто будет рулить интернетом?
Газета «Гардиан» в редакционном комментарии пишет о готовящемся в ноябре в Тунисе международном форуме под эгидой ООН, который будет посвящен информационным технологиям и, в частности, судьбе интернета.
На этом форуме будет обсуждать компромиссное предложение Европейского союза о передаче контроля над всемирной сетью в руки специально созданной международной организации с участием ООН.
Соединенные Штаты, указывает газета, не скрывают своего отрицательного отношения к этому предложению. Они настаивают на том, что только частная инициатива может обеспечить дальнейшее независимое существование этой глобальной сети. В настоящее время она регулируется созданным 30 лет назад Институтом по назначению доменных имен, который имеет статус частной корпорации и подотчетен только министерству торговли США.
Белый дом с большим недоверием относится к предложениям об интернационализации интернета, указывая — не без основания — на пример международной телефонии, которая управляется Международным телефонным союзом, созданным и контролируемым ООН.
Как считают в Вашингтоне, именно из-за этого в этой отрасли десятилетиями не снижаются тарифы, господствуют устаревшие технологии, бюрократия и коррупция. Однако большинство развивающихся стран с такой позицией не согласны.
Газета призывает Соединенные Штаты пойти навстречу требованиям о введении более справедливой международной системы контроля над интернетом, которая отражала бы этот глобальный феномен. В то же время газета обращает внимание на то, что наиболее настойчиво с требованиями реформы выступают такие страны как Китай и Саудовская Аравия, которые не отличаются свободой доступа к информации.
Преемник «Конкорда» из Японии
Газета «Таймс» публикует подробности проведенного в Австралии испытания прототипа нового поколения сверхзвукового пассажирского авиалайнера, разрабатываемого совместно Японией и Францией.
Испытывалась аэродинамическая модель планера будущего самолета, которая имеет дельтовидные крылья. Она достигла скорости, вдвое превышающей скорость звука, и благополучно приземлилась на парашюте.
Инженеры Японского космического агентства разработали новые двигатели, которые способны разогнать самолет с 300 пассажиров на борту до скорости 5 М, причем экономичность и чистота выхлопа этих двигателей намного превышают показатели двигателей «Роллс-Ройс», которыми был оснащен «Конкорд».
Как пишет газета, сейчас мало кто сомневается в технической возможности создания у 2025 году такого самолета, который будет способен долетать из Токио в Париж за 6 часов.
Однако сомнения вызывают экономические аспекты этого проекта. Большинство американских и европейских экспертов считают, что спрос на такие самолеты будет сравнительно небольшим, и что только сверхзвуковые самолеты вместимостью 10-15 пассажиров так называемого класса люкс будут рентабельными.
Обзор подготовил Александр Журавлев,
Русская служба Би-би-си
вторник, 11 октября 2005 г., 04:16 GMT 08:16 MCK
***